Previous Page  10 / 21 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 21 Next Page
Page Background

Заправка ракеты жидким азотом осуществлялась вытеснением

жидкого азота из резервуара емкостью 33 м

3

, размещенного в этом

же сооружении. Модернизация системы подачи азота высокого да-

вления была осуществлена позже, в конце 1990-х годов при участии

предприятия “Криосервис”, путем замены износившихся насосных

агрегатов.

Эти системы в модернизированном виде (трубопроводы и арматура

заменены на коррозионно-стойкие, улучшена изоляция и др.) успешно

функционируют и в настоящее время.

В 1980-е годы на базе созданного к этому времени криогенного

оборудования нового поколения была проведена коренная модерни-

зация системы заправки кислородом и азотом на втором стартовом

комплексе “Союз” космодрома “Байконур”. Вновь было создано хра-

нилище жидких кислорода и азота. Оно было размещено на открытом

воздухе под навесом на расстоянии 200 м от стартового сооружения.

Хранилище жидкого кислорода состоит из четырех резервуаров, объ-

емом 250 м

3

заводского изготовления с экранно-вакуумной изоляци-

ей, блока испарителей наддува, системы трубопроводной обвязки с

экранно-вакуумной изоляцией. В состав азотной системы включены

резервуар РЦГ-100/0,6 (объем 100 м

3

), расположенный вблизи кисло-

родных резервуаров, и магистральные вакуумные трубопроводы. Бы-

ли сохранены схемы разводки коммуникаций по стартовому сооруже-

нию, принципы стыковки (расстыковки) системы с ракетой. Все тру-

бопроводы были выполнены из коррозионно-стойкой стали с экранно-

вакуумной изоляцией и новой арматурой. Заправка баков ракеты осу-

ществлялась дистанционно методом вытеснения без существенного

изменения технологии заправки.

В системе исключена необходимость подпитки хранилища

жидким кислородом, в процессе заправки существенно уменьшены

потери продуктов. Эти и другие научно-исследовательские и конструк-

торские работы обеспечили создание криогенных заправочных систем

второго поколения и, в первую очередь, комплексов “Энергия–Буран”

и “Зенит”. Они значительно превосходили своих предшественников

по всем параметрам.

Интересная и достаточно сложная работа в КБОМ, а затем в НИИ

СК им. В.П. Бармина была выполнена в 2010–2013 гг. по доработкам

стартового комплекса “Союз” на космодроме “Плесецк” для обеспече-

ния пуска новой ракеты легкого класса “Союз 2-1в” (заправка жидким

переохлажденным кислородом блока “А” ракеты — 90 т и блока “И” —

16,5 т). Доработка кислородной системы состояла в необходимости

охлаждения кислорода в условиях смонтированной системы с огра-

ниченными площадями для размещения оборудования охлаждения с

сохранением системы для обеспечения заправки ракет “Союз 2-1а” и

“Союз 2-1б”.

16 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 2