Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

А.В. Костюков, А.Р. Макаров, В.Г. Мерзликин

130

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1

двигателей и микротурбин. Микротурбины имеют существенно меньшее техни-

ческое обслуживание. Например, российские ТЭС на базе поршневых ДВС ха-

рактеризуются техническим обслуживанием с интервалом 1000…1500 моточа-

сов (6–8 раз в год). Текущий ремонт американских микротурбин «Capstone»

(одна из ведущих американских фирм по производству микротурбин [5, 6])

осуществляется на месте установки один раз в год и сводится к внешнему

осмотру, замене или чистке воздушного фильтра.

Одним из важнейших элементов микротурбин является теплообменник.

Такой теплообменник обеспечивает современным микротурбинам достаточно

высокую эффективность (электрический КПД микротурбинных энергетических

установок находится в пределах 29…34 %). Установка в микротурбине теплооб-

менника приводит к существенному снижению ее габаритно-массовых показа-

телей. Поэтому вопрос создания высокоэффективного компактного теплооб-

менника является одним из основных при проектировании микротурбин. В

настоящее время на микротурбинах в основном устанавливают неподвижные

теплообменники-рекуператоры [5–8].

Продолжаются также работы по роторным теплообменникам. Связано это

с их результативно реализуемой компактностью и эффективностью. В исследо-

ваниях [9–12] высокотемпературные и высокоэффективные микротурбины раз-

рабатываются на основе керамических роторных теплообменников. Главная

проблема керамических роторных теплообменников — низкая эффективность

их уплотнений, утечки воздуха в уплотнениях достигают 6 %, уплотнения в та-

ких теплообменниках прижимаются к пористой керамической матрице. Для

обеспечения достаточного ресурса уплотнения прижимаются к пористой мат-

рице малым давлением, что приводит к очень высоким (до 6 %) утечкам воздуха

высокого давления.

Охлаждаемые металлические каркасные роторные теплообменники также

могут быть использованы в высокотемпературных микротурбинах (рис. 1) [13].

В таком теплообменнике уплотнения действуют по охлаждаемым, плоским по-

верхностям каркаса. Конструкция обеспечивает незначительные утечки воздуха

в уплотнениях роторного теплообменника до 1…1,5 %.

Одним из вариантов обеспечения охлаждения каркаса роторного теплооб-

менника является выполнение теплопередающих элементов коническими. В

этом случае практически вся поверхность каркаса омывается во время работы

теплообменника только входящим в теплообменник холодным закомпрессор-

ным воздухом с температурой 450…470 K. В обратном направлении проходя-

щий через конический теплопередающий элемент газ охлаждается до темпера-

туры 520…540 K, после чего омывает и охлаждает стенки.

В таких теплообменниках конический теплопередающий элемент образован

смотанной в рулон металлической сеткой [13].

Имеющаяся информация по теплогидравлическим характеристикам таких

сеток весьма ограничена [14], а для сеток некоторых размеров просто отсутст-

вует. В [15] приведены экспериментальные исследования теплогидравлических