Previous Page  10 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 18 Next Page
Page Background

Характеристики неравнотемпературных систем концентратор–приемник…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

75

дически «замораживаться» в процедуре оптимизации типа Гаусса — Зейделя, то

температура

2

H

T

требует не просто вариации, а пересчета — интегрирования

дифференциального уравнения распределения температуры теплоносителя в

приемнике каждый раз при изменении параметра



на заданный шаг в соот-

ветствии с алгоритмом, показанным на рис. 7, поскольку при варьировании па-

раметра

каждый раз меняется условная температура (см. рис. 4), а также

распределение температуры газа по радиусу приемника и конечная температура

на выходе (см. рис. 6). Это заметно усложняет процесс оптимизации параметров

системы КП.

Характеристики системы КП в составе разгонного блока.

Выбор рациональ-

ных характеристик системы КП осуществляется с учетом интеграции СТРкД в со-

став разгонного блока для наилучшего выполнения конкретной полетной задачи

при известных траекторных условиях. Для этого выбирается целевая функция по-

лета — максимальная масса ПН (в рассматриваемом случае — масса геостационар-

ного КА) на расчетной орбите при заданном времени выведения. При этом необхо-

димо предварительно решить баллистическую задачу проектирования траектории

движения, т. е. выбрать программу включения двигателя на апсидальных участках

многовитковой траектории перелета с активными участками таким образом, чтобы

гравитационные потери скорости на них были невелики. Для этого угол истинной

аномалии каждого перигейного участка выбирается не более

= 20…30

, что соот-

ветствует времени каждого включения около 10…15 мин. По достижении ГПО

проводится ряд достаточно продолжительных апогейных включений с изменением

наклонения плоскости орбиты и скруглением ее до уровня ГСО при общем време-

ни выведения 60 суток как целесообразном, превышение которого приводит к

асимптотическому росту массы ПН, а уменьшение — к существенному ее сниже-

нию [5, 10]. В этом случае ограниченность по времени перелета на высокие орбиты

требует обеспечить начальную тяговооруженность РБ не менее 0,01 Н/кг. Поэтому

в рассматриваемой задаче для солнечного разгонного блока, входящего в состав

верхней ступени РН среднего класса типа «Союз-2-1б» при запуске с космодрома

Байконур, тяга СТРкД должна составлять около 80 Н, что соответствует выработке

суммарного импульса тяги для выведения на ГСО порядка 25,5 МН

с. Отметим,

что программа движения РБ с СТРкД, в частности программа изменения угла ис-

тинной аномалии перигейных активных участков, может быть оптимизирована в

целях снижения гравитационных потерь скорости и потерь на формирование тра-

ектории (на управление движением аппарата) [15]. Тяга и суммарный импульс тяги

СТРкД при этом могут быть скорректированы в соответствии с алгоритмом (см.

рис. 7). Здесь требуется нахождение компромисса между допустимыми значениями

потерь скорости (изменение массы топлива) и размерности СВИТ (изменение мас-

сы системы КП) при выборе программы изменения угла истинной аномалии ак-

тивных участков траектории.

Для рассматриваемой полетной задачи на рис. 8 представлены зависимости

массы ПН, СТРкД с системой КП, массы заправленной солнечной двигательной