Московской школе гидромашиностроения - 100 лет - page 1

ИНФОРМАЦИЯ
МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ
ГИДРОМАШИНОСТРОЕНИЯ
— 100
ЛЕТ
Одно из наиболее важных направлений инженерной деятельности
со
-
вершенствование отечественного гидромашиностроения
.
Развитие энергети
-
ки постоянно требует новых технических решений
.
Промышленности нужны
все новые типы насосов и другое гидравлическое оборудование
;
автоматиза
-
ция и механизация производства ставят новые задачи при разработке гидро
-
приводов и гидроавтоматики
.
Расширение областей применения гидравли
-
ки требует подготовки новых кадров инженеров
-
гидромашиностроителей
.
Все эти задачи решались в основном воспитанниками Московского выс
-
шего технического училища имени Н
.
Э
.
Баумана
(
ныне МГТУ
)
в рамках
Московской школы гидромашиностроения
,
лидером которой долгое время
(1914–1958
гг
.)
был Иван Иванович Куколевский
.
Он защитил дипломный
проект в ИМТУ в
1902
г
.,
это совпало с новыми этапами в развитии учили
-
ща
.
Вместе с другими молодыми инженерами И
.
И
.
Куколевский принимал
активное участие в создании первой в России гидравлической лаборатории
,
проект которой был разработан в
1900
г
.
профессором А
.
А
.
Астровым
.
В те
годы в ИМТУ велись работы в области гидромашиностроения
,
но самосто
-
ятельной отрасли не существовало
.
В
1904
г
.
была официально открыта ги
-
дравлическая лаборатория
,
а ее лаборантом был назначен И
.
И
.
Куколевский
,
на долгие годы ставший основным руководителем этой лаборатории
.
Осень
1904
г
.
принято считать основанием Московской школы гидромашиностро
-
ения
.
Развитие работ в области гидромашиностроения привело к созда
-
нию кафедры
,
которая в настоящее время называется
Гидромеханика
,
ги
-
дромашины и гидропневмоавтоматика
” (
Э
-10) —
это одна из старейших в
МВТУ кафедр
,
основанием которой принято считать
1914
г
.,
когда ее воз
-
главил профессор И
.
И
.
Куколевский
.
За
90
лет кафедра подготовила более
2000
инженеров
-
механиков
, 129
кандидатов и
7
докторов технических на
-
ук
; 67
выпускников заняли лидирующее положение в промышленности
,
на
-
уке и образовании
.
Выпускники кафедры готовились и готовятся на базе
общенаучного и общеинженерного образования и обязательной практиче
-
ски в лаборатории кафедры и на ведущих отраслевых предприятиях стра
-
ны
.
По инициативе и при непосредственном участии И
.
И
.
Куколевского
и его учеников был организован Всесоюзный научно
-
исследовательский
институт гидромашиностроения
(
ВИГМ
),
развитие которого обеспечива
-
лось в основном силами учеников И
.
И
.
Куколевского
.
Проводились широ
-
кие научно
-
исследовательские работы по заказам промышленности профес
-
сорами С
.
С
.
Рудневым
,
В
.
В
.
Мишке
,
О
.
В
.
Байбаковым
,
В
.
Н
.
Прокофьевым
,
Б
.
И
.
Яньшиным
,
доцентами Л
.
Г
.
Подвидзом
,
С
.
Н
.
Рождественским
,
Ю
.
Л
.
Кириловским
,
И
.
В
.
Матвеевым и другими
;
результаты этих работ обяза
-
тельно внедрялись в учебный процесс
.
Достижения научной школы гидрома
-
шиностроения МВТУ получили широкое признание
.
В
50-
е годы учениками
И
.
И
.
Куколевского В
.
С
.
Квятковским и М
.
М
.
Орахелашвили была организова
-
на кафедра
Гидромеханика и гидромашины
в Московском энергетическом
институте
,
при активной поддержке МВТУ были созданы также аналогичные
122 ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
4
1 2,3,4
Powered by FlippingBook