Совершенствование однопунктового способа навигации геостационарного спутника - page 1

УДК 620.7.915.073
В. В. Б е т а н о в, Ю. Ю. М а х н е н к о
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОДНОПУНКТОВОГО
СПОСОБА НАВИГАЦИИ ГЕОСТАЦИОНАРНОГО
СПУТНИКА
Рассмотрена задача уточнения параметров движения геостацио-
нарных спутников на основе траекторных измерений пункта. Про-
анализированы причины, вызывающие необходимость проведения
однопунктовых схем. Исследованы специальные меры и обстоя-
тельства, позволяющие реализовать указанные схемы. Выявлены
основные преимущества разработанного обобщенного способа на-
вигации и его недостатки и ограничения.
Ключевые слова
:
навигация, измерение текущих навигационных параме-
тров, сеанс, орбита, краевая задача, трасса полета.
В навигации геостационарных спутников (стационарных искус-
ственных спутников Земли — СИСЗ) произвольных типов и конструк-
ций, управляемых различными спутниковыми операторами, широкое
распространение получил способ, основанныйна проведении и об-
работке измеренийединственнойстанцией[1]. Причины такойпо-
пулярности подобного однопунктового способа навигации связаны с
удобством управления, низкойстоимостью эксплуатации (по сравне-
нию, например, с многопунктовыми способами). Кроме того, неред-
ко возможность привлечения дополнительных измерительных средств
просто отсутствует [2].
Среди возможных измеряемых текущих навигационных параме-
тров (ИТНП) любого космического аппарата (КА) наиболее простым
параметром является наклонная дальность [1]. Если для КА других
типов обработка наклонных дальностейединственнойстанциейв те-
чение нескольких сеансов позволяет с достаточно высокойточностью
определить все параметры орбиты (как внутриплоскостные — описы-
вающие движение КА в плоскости орбиты, так и внеплоскостные —
описывающие положение этойплоскости), то для СИСЗ из-за оче-
виднойгеометрическойнеопределенности этот измеряемыйпараметр
крайне слабо зависит от изменений внеплоскостных параметров. Со-
ответствующая краевая задача обработки дальностейдля определения
параметров орбиты СИСЗ является неустойчивой (некорректной) в
смысле возможности значительного возрастания ошибок результатов
ее решения даже при сравнительно небольших погрешностях измере-
ний[1, 3–6].
Возможность применения однопунктового способа для навигации
СИСЗ с точностью, обеспечивающейего надежное удержание в за-
данном угловом диапазоне по долготе и широте, реализуется благо-
даря применению специальных мер и учету определенных обстоя-
тельств [1]:
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2009. № 3 83
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...13
Powered by FlippingBook