на двигатель электронной системы управления топливоподачей. В докла-
де представлена опытная электронная система управления топливоподачей
(ЭСУВТ) для тепловозного дизеля типа Д50 (6 ЧН 31,8/33). Приведены ре-
зультаты эксплуатационных испытаний тепловозов ЧМЭ3 со штатной си-
стемой управления подачей топлива и с опытной системой топливоподачи
ЭСУВТ. Показано, что установка системы ЭСУВТ на тепловозе ЧМЭ3 обес-
печивает снижение эксплуатационного расхода топлива на 8. . . 11%.
В.А. Марков, В.В. Бирюков, В.А. Шумовский, П.Р. Вальехо Мальдонадо
(МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московский государственный машиностроитель-
ный университет “МАМИ”) представили доклад “Способы организации по-
дачи спиртовых топлив в камеру сгорания дизеля”. Отмечено, что спирты
являются одними из наиболее реальных альтернативных топлив для двигате-
лей внутреннего сгорания. Среди них необходимо выделить этанол, который
может быть получен из любого углеводородного сырья, в том числе из воз-
обновляемых источников энергии (биомасса, отходы сельскохозяйственной
и пищевой промышленности и др.). Наличие кислорода в составе молекул
этанола позволяет значительно улучшить показатели дизельных двигателей,
работающих на этом топливе. Подача этанола в дизель возможна несколь-
кими способами: он может впрыскиваться в чистом виде или в смеси с
дизельным топливом непосредственно в цилиндры, подаваться во впускной
трубопровод в жидкой фазе или в виде пара. Непосредственное впрыскива-
ние спирта в КС может осуществляться с помощью штатного ТНВД дизеля.
Используется также непосредственная подача спирта в КС в виде эмуль-
сии с дизельным топливом. Эффективными являются системы с раздельным
впрыскиванием спирта и запальной дозы дизельного топлива в цилиндры ди-
зеля. Представлены схемы возможных способов подачи этанола в КС. Приве-
дены физико-химические свойства эмульсий этанола с нефтяным дизельным
топливом, а также с рапсовым маслом. Исследована задержка воспламенения
этих эмульсий в условиях КС дизеля.
М.А. Савельев, А.В. Селиванов (Рязанское высшее воздушно-десантное
командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова) представили до-
клад “Направления развития систем управления двигателями спецтехники”.
Отмечено, что в настоящее время применяется две основных типа дизель-
ных топливных систем: аккумуляторная топливная аппаратура (ТА) типа
Common Rail и ТА разделенного типа. Преимуществами разделенной аппа-
ратуры являются относительная дешевизна, простота технического обслу-
живания и ремонта, развитая сеть производства. Следует также отметить,
что при воздействии электромагнитного излучения аккумуляторные систе-
мы с электронным управлением становятся временно или полностью нера-
ботоспособными. Лишена этого недостатка аппаратура разделенного типа с
механическими регулирующими устройствами. Вместе с тем, для обеспече-
ния высоких энергетических, экономических и экологических показателей
дизелей с ТА разделенного типа необходима модернизация имеющихся дви-
гателей. Одним из направлений улучшения показателей дизелей является их
оснащение традиционной ТА разделенного типа с электронными системами
управления. Это позволит реализовать принцип резервирования при воз-
действии электромагнитного излучения и приблизить эти дизели по своим
показателям к дизелям с ТА аккумуляторного типа. В соответствие с этой
концепцией разработана ТА разделенного типа с регулированием началь-
ного давления, которая оснащена гидроаккумулятором с электромагнитным
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2014. № 5 139