Background Image
Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Keywords

:

optical diagnostics, rocket engine, spectral measurements, non-intrusive

technique, fire tests, abnormal protection.

Одной из самых актуальных проблем ракетного двигателестроения

является проблема возгорания конструкционных материалов в оки-

слительной среде. Даже незначительные и малозаметные поначалу

дефекты могут серьезно сократить ресурс ракетного двигателя (РД)

и со временем привести к аварии. Малое время развития и небольшие

количества веществ, участвующих в процессе деградации, требуют но-

вых методических и аппаратурных подходов к измерению и контролю

параметров ракетного двигателя.

С помощью традиционных методов сложно, а в процессе рабо-

ты двигателя и невозможно получить зависимость износа основных

узлов и агрегатов от времени. Унос материалов, связанный с интен-

сивными процессами эрозии, которые могут привести к возгоранию

и разрушению конструкции, вообще не регистрируется традиционны-

ми средствами. Большие перспективы по развитию контроля ресурса

ракетного двигателя открывают оптические методы диагностики.

Эти методы на данный момент широко представлены в основном

зарубежными разработками [1–3]. В РФ сотрудниками ГНЦ ФГУП

“Центр Келдыша” совместно с сотрудниками ОАО “КБХА” начиная

с 2000 г. проводится отработка методики и аппаратуры оптической

спектральной диагностики на стенде для огневых испытаний ракет-

ных двигателей II и III ступеней ракетоносителя “Протон”: 8Д411К,

8Д412К и 8Д49. Подобными технологиями также занимаются, в част-

ности, в ЦНИИмаше, в институте общей физики им. A.M. Прохорова

РАН и в Казанском авиационном институте [4].

Спектры излучения факела РД содержат важную информацию о

его работе, прежде всего, по уносу различных материалов [5]. Коли-

чественные измерения содержания различных химических элементов

в факеле двигателя, в принципе, позволяют не только определять ко-

личество уносимого элемента, но и по соотношению различных эле-

ментов определить материал (сплав), а по материалу — деталь (узел)

двигателя, подвергающуюся разрушению и деградации.

Чувствительность данного метода достаточно велика и в ряде ис-

пытаний [6] позволила обнаружить начало деградационных процессов

в турбонасосном агрегате и сопле при сохранении работоспособности

РД. Это свойство позволяет эффективно использовать данный метод

в системах контроля и отбраковки двигателей как средство диагно-

стики и экспресс-анализа результатов контрольно-выборочных (КВИ),

контрольно-технологических (КТИ) и других видов испытаний.

1. В 2000 г. в ряде испытаний в топливные магистрали 8Д411К

и 8Д412К вводились порции примесей в виде порошков различ-

ных материалов, что стимулировало усиление эрозионных процессов

и появление пролизов в критическом сечении камеры сгорания. Эти

36 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 4