Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

механические насосы (ВМН) этого типа имеют существенные пре-

имущества перед целым рядом других аналогичных средств откачки,

отличающих современные конструкции ТМН оптимальными характе-

ристиками и параметрами. Это стало возможным в результате того,

что к настоящему времени создана достаточно стройная теория ра-

бочих процессов, имеющих место в ТМН. [1–11]. Весомый вклад в

это внесли исследования, проводимые в течение многих лет в МГТУ

им. Н.Э. Баумана на кафедре “Вакуумная и компрессорная техника”

[2, 5].

В результате разработаны методы расчета различных конструкций

современных ТМН, созданы и исследованы оригинальные ВМН на

базе схем турбомолекулярных и молекулярных вакуумных насосов,

получены современные рекомендации по проектированию высокова-

куумных механических насосов с улучшенными характеристиками.

Одним из важнейших этапов процесса оптимизации является вы-

бор критериев оптимальности и управляемых параметров [5], что в

значительной мере зависит от цели разработки и конкретных условий

эксплуатации самого объекта проектирования. Одной из наиболее ча-

сто встречающихся задач по оптимизации характеристик ТМН являет-

ся минимизация необходимого числа колес в проточной части насоса

при условии обеспечения заданных параметров откачки.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработан метод расчета минимального

числа колес, обеспечиващий наибольшие значения степени повыше-

ния давлений на каждом колесе пакета [5].

В результате исследований предложена эмпирическая зависимость

τ

i

=

ae

bK

i

+

c,

(1)

где

τ

i

— максимальная величина рабочего отношения давлений, созда-

ваемое произвольным колесом;

K

i

— коэффициент, характеризующий

полезную быстроту откачки данного колеса;

a, b, c

— эмпирические

коэффициенты.

C учетом вводимых граничных условий [5]:

a

=

τ

max

n

1

1

e

bK

max 1

,

(2)

c

=

1

τ

max

n

e

bK

max 1

1

e

bK

max 1

,

(3)

где

K

max 1

— коэффициент, характеризующий максимальное значение

быстроты откачки, создаваемое первым колесом в пакете (на сторо-

не всасывания),

τ

max

n

— максимальное значение степени повышения

давлений, создаваемых рабочим колесом, расположенным на стороне

нагнетания пакета.

Величина

K

max 1

обычно определяется при выборе значения угла

наклона лопаток

α

= 45

и относительной ширины канала

a/b

= 1

,

4

.

122 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2015. № 6