Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

С.В. Федоров, Н.А. Федорова

50

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

растает при

Z

0,1 примерно на 45 % для малопрочной грунтовой преграды

(ГСП1) и на 50 % для высокопрочной горной породы (ГСП3), при

Z

0,25 —

в 2 раза для ГСП1 и в 2,2 раза для ГСП3, при

Z

0,5 — в 2,6 раза для ГСП1 и

в 3 раза для ГСП3 (см. рис. 4). Очевидно, за счет дальнейшего увеличения зна-

чения

Z

(т.

е. увеличения массы ракетного топлива по отношению к массе

ударника) можно получить еще большее увеличение глубины проникания. Од-

нако эта возможность ограничивается чрезвычайно большими перегрузками,

которые испытывает проникающий модуль при движении в преграде. Чтобы

выдержать действие таких перегрузок, проникающий модуль должен иметь вы-

сокопрочную конструкцию с достаточно толстыми стенками корпуса, что ведет

к возрастанию его массы. Поэтому с учетом условия обеспечения необходимой

прочности реализовать на практике конструкцию реактивного проникающего

модуля со значениями числа Циолковского, превышающими несколько десятых

долей единицы, представляется сложным.

На рис. 6 показано влияние на достигаемый эффект увеличения глубины про-

никания

p

h

начальной скорости реактивного ударника и числа Циолковского при

различных продолжительностях действия реактивного импульса

r

и соответ-

ственно разных соотношениях

r

k

реактивной силы и прочностного сопротивления

преграды. Что касается безразмерного времени включения реактивного двигателя

0

r

t

, то оно составляло от 0 до 0,5 (в зависимости от начальной скорости ударника и

типа грунтово-скальной преграды) и выбиралось из условия достижения макси-

мального увеличения глубины проникания. Как оказалось, с увеличением началь-

Рис. 6.

Влияние начальной скорости реактивного ударника и числа Циолковского на

относительную глубину проникания в грунтово-скальные преграды с различными

прочностными свойствами