Previous Page  2 / 20 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 20 Next Page
Page Background

В.В. Ковалев, Р.С. Михеев, Н.В. Коберник

94

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

Оптимизация конструкций в автомобилестроении достигается благодаря

сочетанию в несущих и сильно нагруженных узлах высокопрочной стали и

алюминия для снижения общей массы автомобиля. Подсчитано, что снижение

на 100 кг массы автомобиля в среднем экономит 0,3 л топлива на 100 км [1].

Крупные европейские и азиатские производители автомобилей, такие как Audi,

BMW, Mazda, Nissan, в последние годы увеличивают число алюминиевых узлов

в конструкциях автомобилей.

В судостроении замена стали алюминиевыми сплавами позволяет умень-

шить массу судна и понизить его центр тяжести, а также обеспечивает необхо-

димую коррозионную стойкость. Из алюминиевых сплавов изготовляют как

корпусные конструкции, так и надстройки, рубки, мосты, кожухи дымовых

труб, переборки, выгородки и др. [2].

В узлах трения, воспринимающих ударную нагрузку, применяют подшип-

ники, изготовленные из биметаллической ленты с основой из низкоуглероди-

стой стали (Ст5, Ст10) и рабочим слоем из антифрикционных алюминиевых

сплавов. По сравнению с баббитами более дешевые алюминиевые антифрикци-

онные сплавы отличаются меньшей плотностью, более высокой теплопровод-

ностью и прочностью. Ввиду хорошей теплопроводности граничный слой сма-

зочного материала на этих сплавах сохраняется при более высоких скоростях

скольжения и более высоких нагрузках. Важным достоинством этих сплавов

является их высокая технологичность и коррозионная стойкость при работе в

масляных средах [3].

Несмотря на достоинства биметаллических сталеалюминиевых конструк-

ций, существует ряд проблем, связанных с получением соединений из этих ме-

таллов. При создании разъемных соединений сталь и алюминий составляют

гальваническую пару и подвергаются коррозии при наличии электролита на

границе между ними. К тому же использование болтов, заклепок и других дета-

лей разъемных соединений увеличивает массу конструкции. Решить эту проб-

лему можно, путем применения сварных сталеалюминиевых соединений. Свар-

ные соединения позволяют снизить массу конструкции, а также обеспечить их

коррозионную стойкость, что было выявлено при испытаниях в солевой камере

и в различных климатических условиях [4]. Однако различные теплофизиче-

ские характеристики этих металлов, наличие оксидной пленки на поверхности

алюминия, а также химическое взаимодействие этих металлов, приводящее к

необратимому образованию интерметаллидных соединений по границе раздела,

значительно осложняют получение сталеалюминиевых сварных соединений.

Причем последнее из перечисленных препятствий можно считать основным,

поэтому следует рассмотреть более подробно.

Основные теплофизические параметры алюминия и стали

Параметр

Алюминий

Ст5

Кристаллическая решетка ............................ ГЦК

ОЦК

Плотность, г/см

3

.............................................. 2,7

7,8