Previous Page  11 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 15 Next Page
Page Background

А.А. Дунайцев, В.И. Солонин

94

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

Сравнивая результаты расчетов (см. рис. 6), выявили, что в условиях моде-

лирования учет теплопроводности стержней снижает температуру потока на

3…5 K при уровне максимальных повышений температур 15…24 K, приводит к

расширению границ подогретого потока. Локальные максимумы температуры

расположены в центральной области регулярных ячеек, а максимальные гради-

енты — в области зазоров между стержнями, где максимальна интенсивность

конвекции, генерируемая ребрами [17]. Экспериментальные и расчетные дан-

ные лучше соответствуют результатам расчетов с учетом теплопроводности.

Отличия геометрии модельных трактов от номинала приводят к различию экс-

периментальных данных и расчетов с учетом теплопроводности стержней в

пределах до 3…5 K.

Заключение. С

равнивая результаты физического и численного моделиро-

вания осредненного течения и массопереноса в плотном 37-стержневом пучке

оребренных твэлов с дистанционированием ребро по ребру выявили, что ис-

пользование SST-модели турбулентности позволяет получить распределения

средней скорости, температурной «метки» в потоке модельного теплоносителя

(воздуха), гидравлическое сопротивление пучка стержней, хорошо соответству-

ющие экспериментальным данным.

Проведен анализ влияния геометрических отклонений проточной части 37-

стержневого пучка от номинала на различие локальных характеристик течения,

полученных в экспериментах и расчетах, которые были выполнены для номиналь-

ной геометрии стержней и модели. Отклонения положения отдельных стержней,

достигающее 7 % описанного диаметра стержня, отклонения шага навивки ребер,

составляющего до 4 % номинального значения, вызывают отклонения средней ско-

рости потока в области ячеек пучка в пределах 6…8 %, в области зазоров между

стержнями — до 60…80 %. Указанные неоднородности скорости потока в модель-

ной сборке имеют следствием отличие экспериментальных и расчетных распреде-

лений температурных разностей в пределах до 25 %. Все отклонения локальных

экспериментальных и расчетных характеристик потока соответствуют геометриче-

ским отклонениям проточной части модели.

Оребрение стержней, периодически изменяющее геометрию проточной ча-

сти и интенсифицирующее поперечный массообмен через зазоры между стерж-

нями, существенно влияет на распределение средней скорости потока в пучке

стержней модели и на распределение температурной «метки», вводимой на вхо-

де в модель за счет подогрева части потока или в объеме модели за счет нагрева

четырех стержней. В результате распределения средней скорости зависят от по-

ложения ребер, а распределения температуры немонотонны: локальные макси-

мумы расположены в области ячеек тракта потока воздуха в пучке стержней,

что свидетельствует о важной роли конвективного массопереноса оребрением.

Учет роли растечки теплоты по высокотеплопроводной оболочке электро-

нагреваемых стержней на температурные распределения в модельной сборке

показал, что изменения локальной температуры в потоке с учетом теплопро-

водности оболочки в области максимальных температур потока (~20

С) со-