Previous Page  6 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 15 Next Page
Page Background

Структура осредненного течения и массообмена в плотном пучке…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

89

результатам моделирования коэффициента трения для Re = 2,38

10

4

дал значе-

ние 0,0255. Соответствующие экспериментальные значения лежат в диапазоне

0,0226 ± 0,0025. Таким образом, расчетные значения коэффициента гидравличе-

ского сопротивления превышают экспериментальные в среднем на 13 %, что

можно объяснить наличием в исследованном пучке (см. рис. 2) ячеек для пото-

ка с большими, чем номинал, геометрическими размерами.

Расчетные значения

практически совпадают с рекомендацией [15] для

гладких пучков круглых стержней, что позволяет характеризовать течение в

плотном пучке оребренных стержней с большим шагом оребрения как гидрав-

лически близкое течению в пучке гладких стержней аналогичной геометрии.

Согласно измерениям трубкой Пито, статические давления в ячейках теп-

лоносителя в плоскости, отстоящей на 10 мм от сечения выхода из пучка, ниже

атмосферного. Статические давления в периферийных ячейках составляют

–1,0…–1,13 кПа, в центральных ячейках — –0,9…–1,0 кПа. Согласно расчетам,

статическое давление в этом же сечении лежит в диапазонах –0,8…–0,87 кПа в

периферийных ячейках и –0,7…–0,77 кПа в центральных. Картина распределе-

ния статического давления обладает центральной симметрией. Расчеты показы-

вают, что распределение статического давления в сечении ячеек неравномерное,

что связано с влиянием дистанционирующей навивки. Этим и погрешностью

позиционирования можно объяснить больший разброс статического давления

в экспериментах. Систематическая погрешность экспериментального определе-

ния статического давления оценивается величиной ~10 % и может быть объяс-

нена отклонением реальной геометрии пучка от номинальной и влиянием по-

перечных компонент турбулентных пульсаций скорости [16].

Экспериментальные распределения средней скорости в изотермическом по-

токе вдоль маршрутов 1, 2, 3 (см. рис. 1) приведены на рис. 4. По оси абсцисс гра-

фиков отложены номера точек измерений скорости, а вертикальные линии на

графиках соответствуют точкам излома маршрутов (геометрическим центрам яче-

ек пучка). Как правило, скорости в регулярных ячейках близки, а в зазорах между

стержнями различаются значительно. Разность минимальных значений составля-

ет примерно 25 м/с, что можно объяснить искажением геометрии пучка, в том

числе расположения ребер в сечении, где проводились измерения.

В табл. 1 приведены результаты анализа влияния реальной геометрии ячеек

(см. рис. 2) на отклонение экспериментальных и расчетных величин (см. рис. 4)

для маршрута 1. Положение ребер при анализе — поворот на ~5

(угловых) по

ходу часовой стрелки от положения на рис. 2.

Аналогичный анализ для остальных маршрутов показывает, что большин-

ство отклонений определены различием реальной и номинальной геометрии

пучка. Однако имеются и аномальные расхождения, которые предположитель-

но объясняются зацеплением измерительного зонда за ребра стержней, что

приводит к регистрированию близких значений скорости в нескольких точках

положения координатника.