Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Влияние механизма воспламенения топлива искрой и нагретой поверхностью…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3

35

Так, согласно [5], воспламенение от нагретой поверхности трактуется одно-

значно и заключается в нагреве прилегающего к поверхности слоя газовой сме-

си до температуры, при которой происходит ее самовоспламенение, с последу-

ющим самоускорением распространения процесса горения. Механизм искрово-

го зажигания имеет две различные трактовки — ионную и тепловую. Тепловая

теория ассоциирует искру с источником тепловой энергии, согласно ионной мо-

дели искрового зажигания энергия искры ионизирует газ с последующим само-

воспламенением при участии активных частиц — атомов и радикалов.

Цель настоящей статьи — некоторые результаты экспериментов, проведен-

ных авторами, объяснить с позиций изложенных различий в механизме двух

процессов воспламенения. Одна из задач эксперимента заключалась в получе-

нии сравнительных характеристик реализации запуска модельного образца

кислородно-водородного РДМТ при организации воспламенения от электриче-

ской искры, лазерной искры, инициируемой лазером, и от нагретого тела.

В качестве электроискровой системы воспламенения использовался агрегат

зажигания КН-11Б (рис. 4), который прошел летную эксплуатацию в составе

двигателей объединенной ДУ орбитального корабля «Буран». Воспламенение от

нагретого тела осуществлялось авиамодельной калильной свечой КС-2 (рис. 5).

Для реализации лазерного зажигания использовался твердотельный микрочип-

лазер с диодной накачкой [6] (рис. 6).

В таблице приведены основные энергетические параметры используемых в

эксперименте систем зажигания.

Программа испытаний предусматривала включение двигателя в одиночных

режимах (с большими паузами между отдельными включениями). Газообразные

кислород и водород поступали в КС двигателя с давлением 1,0…1,5 МПа и темпе-

ратурой около 290 K. Испытания проводились на режимах с расходом топлива

Рис. 4.

Агрегат зажигания КН-11Б

Рис. 5.

Калильная свеча КС-2