Всероссийский научно-технический семинар по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок им. проф. В.И. Крутова - page 2

и непосредственным впрыскиванием топлива, а также в ДВС с распределенным
впрыскиванием топлива при многопараметрическом управлении рабочими процес-
сами для автоматизации управления необходимо знать значение крутящего момента.
Работа посвящена возможности получения в реальном масштабе времени информа-
ции о значении среднего индикаторного давления
р
i
в каждом цикле при эксплуата-
ции двигателя. Рассмотрена структура модели для прогнозирования значений
р
i
на
основе кривой активного тепловыделения. На основе имитационного моделирова-
ния проведен анализ трудоемкости и точности различных методов прогнозирования
среднего давления цикла: исходя изизменения давления цикла и по кривой актив-
ного тепловыделения (с использованием метода Б.С. Стечкина). Последний предпо-
чтителен для реализации в СУ ДВС.
А.Н. Вознесенский и А.С. Чепурнов (ОАО “НАТИ”, ООО “Марафон”) выступи-
ли с докладом “Сетевая структура взаимодействия электронных компонентов си-
стемы управления современным сельскохозяйственным трактором”. Агрегаты и си-
стемы современного трактора оснащаются электронными управляющими контрол-
лерами, которые объединены в бортовую информационно-управляющую систему
(БИУС) с использованием полевой шины CAN. Протоколы верхнего уровня, приме-
няемые в подсетях, объединяющие узлы и агрегаты трактора по их функциональ-
ному назначению, как правило, стандартизированы и имеют внешние стандартные
интерфейсы для подключения внешнего штатного оборудования, а также диагности-
ческого оборудования. Все элементы БИУС в той или иной степени информационно
взаимодействуют между собой. В частности, при отработке отработки процессов
переключения передач под нагрузкой не только совмещают характеристики двига-
теля и трансмиссии, но и используют новые возможности информационного вза-
имодействия электронных контроллеров двигателя и трансмиссии. Более того, ха-
рактеристики дизельного двигателя с топливной системой (ТС) типа Common Rail,
которые формируются программными средствами управляющего контроллера, мо-
гут не только принимать отличный от стандартного вид, но даже адаптироваться в
процессе функционирования в реальном масштабе времени.
В докладе Е.А. Першутина (ООО “НПП Элкар”, МАДИ (ГТУ)) “Идентифика-
ция расходной характеристики датчика массового расхода воздуха на основе оценки
индикаторного крутящего момента” отмечено, что в качестве источника информа-
ции о величине циклового наполнения двигателя в СУ рабочим процессом широ-
кое применение нашли термоанемометрические датчики массового расхода воздуха
(ДМРВ). При нарушении условий эксплуатации вследствие дефектов элементов си-
стемы впуска, приводящих к потере ее герметичности, чувствительный элемент
датчика начинает подвергаться загрязнению. В результате, отклонения измеренно-
го расхода воздуха могут доходить до 50% действительного значения в сторону
уменьшения. Ошибка в измерении расхода воздуха приводит к ошибкам при рас-
чете топливоподачи, угла опережения зажигания, модельного крутящего момента,
что влечет за собой ухудшение энергетических и экологических показателей авто-
мобиля. Адаптацию электронной системы управления двигателем (ЭСУД) под из-
менившуюся характеристику ДМРВ можно проводить на основе сравнения модель-
ного индикаторного крутящего момента, рассчитанного в СУ на основе параметров
двигателя, и измеренного индикаторного крутящего момента. Для оценки индика-
торного крутящего момента используется кинематический параметр – мгновенная
частота вращения коленчатого вала двигателя. Применение данной схемы измерения
индикаторного крутящего момента позволяет избежать каких-либо конструктивных
доработок ДВС. Данный алгоритм был экспериментально проверен на автомоби-
ле ВАЗ-11194 “Калина” в реальных дорожных условиях. В процессе эксперимента
ошибка в измерении расхода воздуха была уменьшена с 20 до 5%.
В докладе П.В. Абрамова и О.А. Свирина (ООО “НПП ЭЛКАР”, ВГУ, г. Влади-
мир) “Вариация угловой скорости коленчатого вала как основа синтеза адаптив-
ной по критериям максимальной мощности и экономичности САУ двигателем для
средств малой механизации (СММ)” рассматривается упрощенная СУ автомобиль-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3 117
1 3,4,5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook