Всероссийский научно-технический семинар по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок им. проф. В.И. Крутова - page 5

чительную часть времени современные автомобили работают в комбинированном
цикле с чередованием разгона, кратковременного установившегося режима и тормо-
жения. Выяснено, что повышение топливной экономичности возможно путем сни-
жения номинальной мощности ДВС, что ведет к ухудшению динамических качеств
автомобиля. Поэтому перспективным методом повышения экономичности силовых
установок, работающих в неустановившихся режимах, является применение разгон-
ных электродвигателей и рекуперации энергии торможения.
В.А. Марков, Е.Ф. Поздняков и В.И. Шатров (МГТУ им. Н.Э. Баумана, ОАО
“Форант-Сервис”, г. Ногинск) выступили с докладом “Методика оценка токсич-
ности ОГ дизеля в переходных процессах”. При разработке указанной методики
учитывалось, что показатели дизелей в значительной степени предопределяются
коэффициентом избытка воздуха
α
. С использованием этой методики проведена
оценка влияния качества процесса регулирования на показатели токсичности ОГ
дизеля типа 6ЧН15/18 в переходном процессе наброса полной нагрузки. Этот про-
цесс моделировался с использованием математической модели САР. Требуемые
показатели качества процесса регулирования, соответствующие различным клас-
сам точности САР дизелей в соответствии с ГОСТ 10511–83, достигались путем
изменения коэффициентов пропорциональной, интегральной и дифференциальной
составляющих ПИД-закона регулирования, а также постоянной времени электроги-
дравлического исполнительного механизма (ИМ). Выбранные значения указанных
параметров обеспечили предельные значения продолжительности переходного про-
цесса
t
п
и провала частоты вращения в переходном процессе (перерегулирования
σ
)
для различных классов точности САР. Наибольшие средние значения показателей
дизеля имеют место при использовании САР первого класса точности: средний за
переходный процесс расход топлива возрос на 2% (по сравнению с номинальным
значением), содержание в ОГ оксидов азота — на 5%, монооксида углерода — на
10%, несгоревших углеводородов — на 3,5%, сажи — на 8%. Оснащение дизеля
САР 2, 3 и 4-го классов точности приводит к уменьшению средних за переходный
процесс указанных показателей дизеля. Но несмотря на большие средние значения
показателей топливной экономичности и токсичности ОГ в переходном процессе
в дизеле с САР первого класса точности, соответствующие приведенные показате-
ли оказались минимальными, что обусловлено наименьшей продолжительностью
переходного процесса этой САР (
t
п
1
= 2
с).
В докладе “Аккумуляторная система впрыскивания топлива дизельного дви-
гателя” Е.Ф. Позднякова, В.А. Маркова и К.С. Мизева (ОАО “Форант-Сервис”,
г. Ногинск, МГТУ им. Н.Э. Баумана) представлены результаты исследований ТС,
содержащей топливный насос высокого давления (ТНВД) с дозированием топлива
на впуске, нагнетательный топливопровод и форсунку с гидравлическим аккуму-
лятором. Топливный насос с дозированием топлива на впуске был создан на базе
серийного ТНВД типа 4УТНМ. В наполнительных магистралях насосных секций
ТНВД были установлены электромагнитные дозирующие клапаны. Дозирование
осуществлялось при нахождении плунжера в нижней мертвой точке. Количество
поступающего в наполнительное отверстие плунжерной пары топлива определя-
лось временем открытия электромагнитного клапана, его проходным сечением и
давлением топлива в надплунжерной полости. Форсунка разработана на базе серий-
ной форсунки типа ФДМ-22 и дополнена обратным клапаном и гидроусилителем
с поршнем и силовой пружиной. При впрыскивании топливо поступало в нады-
гольную полость, что увеличивало силу, прижимающую иглу к седлу распылителя.
Одновременно топливо подавалось в гидроусилитель и перемещало поршень, уве-
личивая объем гидроусилителя и деформируя силовую пружину. После отсечки
топлива в ТНВД давление в надыгольной полости уменьшалось, игла отрывалась
от седла и топливо, накопленное в гидроусилителе, впрыскивалось в цилиндр
двигателя. Проведенные испытания предложенных ТНВД и форсунки подтверди-
ли их работоспособность и возможность формирования требуемых характеристик
топливоподачи.
120 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2010. № 3
1,2,3,4 6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook