Всероссийский научно-технический семинар по автоматическому управлению и регулированию теплоэнергетических установок им. проф. В.И. Крутова - page 5

Е.Л. Силина (РУДН). Даже при использовании достаточно мощных источников предпус-
ковой прокрутки вала дизеля остается проблема обеспечения первых вспышек в цилин-
драх, устойчивого разгона дизеля. Для обеспечения надежного воспламенения пуско-
вой смеси в предлагаемой работе применен ввод внутрь цилиндра легко воспламеняю-
щейся жидкости (ЛВЖ “Холод Д-40”) в смеси со штатным дизельным топливом. Для
исключения возможности неустойчивого пуска дизеля применен метод регулирования
интенсивности разгона двигателя путем выключения–включения части цилиндров или
циклов двигателя. Приведенные результаты экспериментальных исследований получены
при исследовании дизелей типов КамАЗ-7405 и Д-240 в морозильных камерах НТЦ АО
“КамАЗ” и ММЗ.
Е.Ф. Поздняков (ОАО “Форант.Сервис”, г. Ногинск) представил доклад “Частотно-
фазовое регулирование частоты вращения дизель-генератора”. Для улучшения характе-
ристик статического регулятора частоты вращения для электроагрегатов предлагается
организовать в системе регулирования частоты вращения двигателя дополнительную
обратную связь по рассогласованию фаз колебаний частоты вращения регулируемого
двигателя и задающего генератора стабильной частоты. В качестве датчика фазы элек-
троагрегата могут использоваться как датчик частоты вращения двигателя, так и вы-
ходное напряжение генератора. Задатчиком фазы может быть электронный генератор
стабильной частоты, встроенный в регулятор частоты вращения. При этом выделенный
сигнал сдвига фаз
Δ
φ
является интегральным; т.е. он вводится в статический регулятор
как дополнительная обратная связь, обеспечивающая астатизм регулирования. При боль-
ших рассогласованиях заданной и фактической частот вращения основным сигналом на
выходе регулятора является сигнал ошибки, сформированный статическим регулятором.
При выходе двигателя на заданную частоту сигнал фазового регулятора перестает быть
периодическим и обеспечивает изменение сигнала управления от 0 до 100%. Введение
обратной связи по фазе позволяет сформировать астатическую характеристику регулиро-
вания. Это обеспечивает более качественный переходный процесс; возможность парал-
лельной работы в сети двух или нескольких электроагрегатов, имеющих астатические
характеристики; равномерное распределение нагрузки при работе электроагрегатов в се-
ти, а также не требует наличия синхронизаторов для включения двух электроагрегатов
в сеть, затрат времени оператора на синхронизацию частот и сведения фаз напряжения
сети и ЭДС подключаемого электроагрегата при подготовке включения электроагрегатов
в параллельную работу.
В докладе В.И. Толшина, Р.Н. Романова, И.Б. Косыгина (МГАВТ) представлены ре-
зультаты экспериментальных исследований по увлажнению воздуха на впуске дизеля
ДГР 18/22. Авторами был спроектирован стенд на базе двигателя 6Ч18/22 без надду-
ва для предварительной оценки эффективности снижения выбросов оксидов азота NO
х
методом увлажнения воздуха, поступающего в двигатель через специальную форсунку.
Эксперимент проводился при работе двигателя по нагрузочной характеристике. В ходе
эксперимента были получены следующие данные: выбросы NO
х
на эксплуатационных
нагрузках дизеля уменьшились на 10 % при незначительном изменении расхода топли-
ва (в отличие от ряда способов, которые приводят к увеличению расхода топлива). В
качестве недостатка данного эксперимента следует отметить повышенный расход воды,
примерно равный расходу топлива, что значительно выше расходов воды в аналогичных
исследованиях, проведенных за рубежом.
Пути применения сжиженного газа на судовых дизелях рассмотрены в докладе
В.И. Толшина и В.С. Епифанова (МГАВТ). Отмечен повышенный интерес к использо-
ванию сжиженного природного газа в судостроении. Признано целесообразным сохра-
нение природного газа на судах в жидкой фазе и использование его паровой фазы для
питания судовых энергетических установок (СЭУ). В существующих СЭУ сжиженный
природный газ хранится в двух (и более) цилиндрических криогенных емкостях. Во-
просы безопасного использования природного газа на судах морского и прибрежного
плавания продолжают усиленно прорабатываться компаниями — производителями СЭУ
в Норвегии. Приведены примеры успешно реализованных преимуществ этой техноло-
гии. Изложены условия, сопутствующие успешному применению природного газа для
питания СЭУ речных судов.
120 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2008. № 3
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook