Разработка регрессионных моделей температур деталей дизелей ГАЗ-542.10 - page 2

ями в основном для нужд МО РФ
(“
СИАМ
”),
инкас
c
аторских служб
(
бронеавтомобиль
Витязь
”),
для автомобилей лесопромышленного
комплекса
(
сортиментовоз МЛ
-103).
В ряде известных работ
[2, 3]
для некоторых двигателей указанная
задача решена
,
получены регрессионные зависимости температур не
-
которых точек деталей
,
образующих камеру сгорания
.
Однако выбор
факторов при этом в большинстве работ нельзя считать удачным
,
так
как факторы в основном зависимые
,
иногда жестко связанные между
собой
.
Так
,
в работе
[2]
использовались два набора факторов
:
первый
частота вращения коленчатого вала
(
n
),
среднее эффективное давле
-
ние
(
p
е
)
и коэффициент избытка воздуха
(
α
);
второй набор
результи
-
рующая температура газов в цилиндре
(
t
г
.
рез
)
и суммарный коэффици
-
ент теплоотдачи
(
α
Σ
ср
).
В работе
[3]
использовались
n
,
p
е
и угол начала
подачи топлива
(
ϕ
т
).
Такие наборы факторов трудно воспроизводимы
при реализации плана эксперимента
,
так как сильно коррелируют меж
-
ду собой
.
Кроме того
,
на режимах полной подачи топлива требуемый
численный набор сочетаний указанных факторов вообще может быть
не реализован
,
что может вызвать исключение из анализа наиболее ин
-
тересных с точки зрения максимальных температур деталей
,
областей
работы двигателей
режима номинальной мощности
(
N
е
ном
)
и режи
-
ма максимального крутящего момента
(
М
к
max
).
В данном исследовании при разработке регрессионных моделей
температур поршня и цилиндра дизеля ГАЗ
-542.10
в качестве факто
-
ров использовались частота вращения коленчатого вала
n
(
мин
1
)
и
величина хода рейки ТНВД
l
(%) —
независимые
,
практически не кор
-
релирующие между собой факторы
.
Для регистрации
l
применялось
специально изготовленное следящее устройство
,
соедин
e
нное штоком
с рейкой ТНВД
,
положение которой контролировалось индикатором
КИ с точностью измерения
0,01
мм
.
Следует отметить
,
что используемый набор факторов с прямоуголь
-
ной областью планирования не накладывает никаких ограничений на
выбор приемлемого плана эксперимента
.
Исходя из опыта планирования эксперимента и регрессионного
моделирования
[1 – 4],
для удовлетворительного описания выходных
показателей ДВС необходима третья степень аппроксимирующего
уравнения
.
Использование уравнения второго порядка возможно лишь
при сужении интервалов варьирования факторов
,
что в большинстве
случаев нецелесообразно
.
Кроме того
,
некоторый
запас
в точно
-
сти описания совершенно необходим
,
поскольку среди целого ряда
описываемых параметров велика вероятность встретить поверхно
-
ISSN 0236-3941.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Машиностроение
”. 2004.
3 85
1 3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook