Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Рис. 1. Датчик теплового потока:

1

— корпус;

2

— теплометриче-

ский элемент (дополнительная стен-

ка);

3

— защитный слой;

4

— элек-

троды

Более предпочтительным предста-

вляется использование для оценки не-

стационарных плотностей тепловых

потоков в поршневых двигателях дат-

чиков тепловых потоков, основанных

на принципе дополнительной стен-

ки, впервые предложенных в [3]. При

установке этих датчиков в камере сго-

рания ДВС предусматриваются меро-

приятия, обеспечивающие одномер-

ность теплового потока в месте изме-

рения и определение с высокой точ-

ностью координат спаев термопар [4],

а также уменьшение погрешностей измерений путем статической и

динамической градуировки датчиков [3, 4].

Цель настоящего исследования — разработка и практическая ре-

ализация метода решения внешних обратных нестационарных задач

теплопроводности для многослойной структуры датчика теплового

потока с учетом наличия теплоизолирующего слоя нагара, а также

пленок окислов и других подобных неоднородностей.

Краткое описание датчика. Основные уравнения.

Конструк-

ция датчика, используемого для определения нестационарного тепло-

вого потока на тепловоспринимающих поверхностях камеры сгорания,

приведена на рис. 1.

Датчик состоит из корпуса

1

, изготовленного из материала, тепло-

проводность которого близка к теплопроводности материала детали, в

которой предполагается устанавливать датчик, константанового теп-

лометрического элемента

2

толщиной 1 мм, покрытого защитным

слоем

3

меди толщиной 0,1. . . 0,05 мм. Последний выполняет функ-

цию контакта между электродом и теплометрическим элементом для

образования спая термопары и защиты теплометрического элемента

от непосредственного контакта с агрессивной средой в цилиндре дви-

гателя. Теплометрический элемент крепится диффузионной сваркой к

торцу корпуса. В средней части датчика установлены три электрода

4

.

Простота и надежность конструкции такого датчика обеспечивает ши-

рокое использование их для измерений плотностей тепловых потоков

в энергоустановках. Чувствительность таких датчиков оценивается в

среднем величиной 400. . . 500 Вт/(м

мкВ). В работе [3] датчики тако-

го типа описаны достаточно подробно, а в работах [4, 5] приведено

обоснование применению их для измерения нестационарных тепло-

вых потоков в цилиндрах поршневых двигателей. Для восстановления

плотности теплового потока на поверхности теплозащитного слоя

датчика рассматривается нестационарная задача теплопроводности

70 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 1