Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

для неоднородной пластины (теплометрический элемент с защитным

слоем):

∂T

∂t

=

a

1

2

T

∂X

2

при

X

(0

, l

1

)

,

∂T

∂t

=

a

2

2

T

∂X

2

при

X

(

l

1

, l

2

)

,

(1)

T

(

X,

0) =

G

(

X

)

, T

(

l

1

, t

) =

F

(

t

)

,

λ

∂T

(

l

2

, t

)

∂X

=

q

(

t

)

, λ

1

∂T

(0

, t

)

∂X

=

λ

2

∂T

(0

, t

)

∂X

,

(2)

где

l

1

— толщина теплометрического элемента;

l

2

— толщина защитного

слоя;

а

1

,

λ

1

— коэффициенты температуропроводности и теплопровод-

ности теплометрического элемента;

а

2

,

λ

2

— коэффициенты темпера-

туропроводности и теплопроводности защитного слоя.

Такая задача соответствует случаю двуслойной пластины (тепло-

метрический элемент и защитный слой датчика теплового потока).

В условиях рабочего процесса двигателя, особенно дизеля, где гете-

рогенный процесс сгорания сопровождается выделением сажи [6, 7],

защитный слой датчика покрывается сажей, имеющей низкую те-

плопроводность, поэтому целесообразно рассматривать трехслойную

структуру. Для многослойных пластин в принципе можно попытать-

ся построить аналитическое решение и свести задачу к задаче с

однородными граничными условиями. Однако математические труд-

ности, возникающие при этом, очевидны. Поэтому имеет смысл ис-

пользовать для решения задачи восстановления плотности нестаци-

онарного теплового потока на поверхности многослойной пластины

численный метод решения, позволяющий получить решение для мно-

гослойных структур. Рассмотрим в качестве примера трехслойную

структуру (пластину), состоящую из теплометрического элемента,

защитного слоя и слоя сажи (рис. 2).

Необходимо оценить плотность теплового тока на поверхностях

теплометрического элемента, поверхностях контакта защитного слоя

и слоя сажи, имея значения колебаний температур поверхностей теп-

лометрического элемента в пределах одного цикла двигателя. Пред-

Рис. 2. Схема расчета датчика теплового потока, покрытого слоем нагара

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 1 71