Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

свободное втекание и истечение воздуха

v

= 0

,

p

=

p

0

, где

v

— ско-

рость среды,

p

— давление на границе,

p

0

— атмосферное давление,

на нижней границе — непротекание

v

n

= 0

(

v

n

— компонент скорости,

нормальный к границе). Начальные условия соответствовали мгновен-

ному появлению движущегося и вращающегося колес в покоящихся

(в земной системе координат) воде и воздухе. Расчеты проводились до

установления квазипериодического движения воды и воздуха (более

оборота колеса).

Применялась подробная квазирегулярная многоблочная расчетная

сетка, причем межлопаточные блоки скользили относительно пери-

ферийного блока, имеющего форму прямоугольника с вырезанным

кругом.

Вычисления проводились с помощью программ ANSYS CFX, для

уравнений переноса использовалась численная схема высокого раз-

решения, для шага по времени — обратный метод Эйлера второго

порядка, для турбулентности — метод первого порядка. В качестве

условия сходимости выбрана относительная среднеквадратическая по-

грешность менее

10

4

. Сила

F

вычислялась как интеграл горизонталь-

ных проекций сил давления и поверхностного трения по всей площади

контакта колеса с водой. В качестве параметров воды и воздуха (при

25

С) взяты данные из библиотеки материалов ANSYS. При вычисле-

нии

η

проводилось усреднение по времени для периода лопаток (т.е.

оборота колеса, деленного на число лопаток), чтобы сгладить выбро-

сы, связанные с временн ´ым сдвигом между продольными импульсами

и пиками момента торможения колеса.

Проводились вычислительные эксперименты по математическому

моделированию различных вариантов геометрии неподвижных лопа-

ток при скорости судна от 10 до 45 км/ч и скорости вращения коле-

са, соответствующей максимальной окружной скорости

v

ω

от 10 до

60 км/ч. На приведенных далее примерах диаметр колеса составляет

4 м, скорость судна

v

v

= 45

км/ч,

v

ω

= 60

км/ч.

Вначале был рассмотрен близкий к традиционному (паром

ПКР-25, проекты ледоколов и др. [10]) вариант колеса с ободом и

радиально расположенными лопатками (вариант I).

Результаты вычислений (рис. 1, 2) показали, что при указанной вы-

сокой скорости судна, во-первых, при входе лопатки в воду создается

большое усилие, сильный всплеск, который гонит воду как назад, так

и вперед. Во-вторых, между лопатками при их нахождении под во-

дой создается разрежение, которое формирует течение к колесу, в том

числе сзади, вперед (в земной системе координат). В-третьих, это раз-

режение замедляет слив воды при выходе лопаток, и вода ускоряется

вверх относительно колеса, т.е. вперед (в земной системе координат).

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2016. № 1 105