Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

82

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2016. № 3

substrate was used for the heat insulation of the combustion chamber. The layer was

applied to the valve, piston and the cylinder head surface. The heat insulation layer

possesses a sufficient adhesion to the parts, consequently, no peeling or flaws occur.

Findings of the research show the possibility of reducing the heat removal in the cool-

ant and engine lubricating oil with a slight increase in fuel consumption. For this pur-

pose, it is necessary to replace the film method of mixing with the volume method, as

well as to optimize the design and tuning parameters of the diesel engine.

Keywords:

diesel, heat insulation, combustion chamber, cooling system, zirconium di-

oxide, heat transfer.

При создании современных транспортных средств специального

назначения существенное внимание уделяется компоновке двигателя в

ограниченном объеме моторно-трансмиссионного отделения, особенно

компоновке системы охлаждения: от более мощных двигателей требу-

ется отвести большее количество теплоты, в то же время габаритные

размеры системы охлаждения надо оставить в тех же диапазонах.

В связи с этим возникает необходимость снижения отвода теплоты в

охлаждающую жидкость. Этот вопрос становится все более актуаль-

ным из-за увеличения мощности двигателей, а также из-за замены в

некоторых машинах газотурбинных вспомогательных силовых устано-

вок на дизельные (что делается для снижения расхода топлива и

уменьшения теплового следа).

В качестве способа снижения отвода теплоты в систему охлажде-

ния предлагается частичная теплоизоляция камеры сгорания (т. е. дви-

гатель с уменьшенным отводом теплоты). Работы по созданию адиа-

батного двигателя проводятся как за рубежом, так и в России [1–9].

Несмотря на то что попытки создать полностью адиабатный двигатель

не увенчались успехом, частичная теплоизоляция может помочь пере-

распределить потоки теплоты в двигателе тем самым увеличить распо-

лагаемую энергию отработавших газов и уменьшить отвод теплоты в

охлаждающую жидкость. Кроме того, частичная теплоизоляция каме-

ры сгорания может снизить негативное влияние нагара, тепловые

нагрузки на детали камеры сгорания, выбросы углеводородов.

Для модернизации был выбран двигатель Д246.9 (4ЧН 11,0/12,5)

Минского моторного завода. Этот двигатель отличается низкой ценой,

простотой обслуживания и высокой надежностью. Параметры двигате-

ля следующие: четырехтактный со свободным газотурбинным надду-

вом и охлаждением наддувочного воздуха, номинальная мощность

80 кВт при 1800 мин

–1

, степень сжатия 17, удельный эффективный

расход топлива на режиме номинальной мощности 210 г/(кВт · ч); топ-

ливная система распределительного типа (рядный четырехсекционный

топливный насос высокого давления и закрытые форсунки); камера

сгорания типа ЦНИДИ.

Для частичной теплоизоляции камеры сгорания на огневые поверх-

ности головки цилиндра, поршня и клапанов методом плазменного

напыления был нанесен слой диоксида циркония (

= 1,6 Вт/(м · K)) со