Previous Page  8 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 14 Next Page
Page Background

Инновационная модель применения жидкого азота для охлаждения ракетного топлива…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3

11

хорошо согласуются между собой при среднеквадратической относительной по-

грешности в пределах 1,3 %.

Значения массы жидкого азота, необходимой на охлаждение горючего РГ-1,

полученные численным расчетом и по аналитическим зависимостям (9)–(10),

также хорошо согласуются между собой при среднеквадратической относи-

тельной погрешности в пределах 2,3 %.

Относительные затраты жидкого азота при охлаждении на 1 K горючего

РГ-1 для существующей системы охлаждения на стартовом комплексе «Союз»

[7] составляют 0,0098…0,011 1/K, а по предложенной модели — 0,006 1/K. Это

свидетельствует о возможном снижении на 40 % затрат жидкого азота на про-

ведение операции охлаждения ракетного топлива с использованием предло-

женной модели охлаждения по сравнению с существующей системой охлажде-

ния на стартовом комплексе «Союз» [7], что подтверждает ее эффективность.

По значениям КПД (η), которые приведены на рис. 5 и определяются соот-

ношением

(

)

(

)

в в.н.о в.к.о

в

a a a ан.к.о к.а

,

c T T

m

m r c T T

η =

+

рассмотренный вариант системы охлаждения ракетного топлива с использованием

жидкого азота и заполненного антифризом теплообменника, размещенного непо-

средственно в емкости-хранилище заправочной системы, сопоставим с вариантом

системы охлаждения топлива методом криогенного барботажа [7, 11], имеющим

более высокую эффективность охлаждения ракетного топлива [3] с использовани-

ем жидкого азота.

Рис. 5.

Расчетные (

1

) и экспериментальные (

2

) значения КПД системы охлаждения

ракетного топлива с использованием жидкого азота и заполненного антифризом

теплообменника, размещенного непосредственно в емкости-хранилище заправочной

системы

По проведенным оценкам предлагаемая модель охлаждения ракетного топ-

лива по материалоемкости в 4,5 раза, а по занимаемой площади оборудования

более чем на порядок меньше существующей системы охлаждения на стартовом

комплексе РКН «Союз», что позволяет отнести ее к разряду инновационных.