Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

Инновационная модель применения жидкого азота для охлаждения ракетного топлива…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3

7

вследствие теплообмена с топливом переходит в газообразное состояние и отво-

дится в дренажную магистраль системы заправки наземного комплекса. Для по-

вышения эффективности теплообмена между холодным азотом и топливом, а

также для исключения его намерзания на наружной поверхности теплообмен-

ника внутренний объем теплообменника заполнен антифризом. При этом подача

жидкого азота в теплообменник с антифризом происходит через барботер, что

обеспечивает интенсивный теплообмен между диспергированным жидким азо-

том и антифризом и через стенку теплообменника − с топливом. Для перемеши-

вания и выравнивания температуры топлива в емкости может использоваться

насос заправочной системы

6

или барботаж емкости сухим газообразным азотом

через барботер

12

. При этом происходит удаление

из топлива растворенной воды. После охлажде-

ния топлива до требуемой температуры, в случае

применения для перемешивания и обезвожива-

ния топлива барботажа сухим азотом, проводится

операция рассыщения топлива. Нагрев топлива в

емкости

1

осуществляется подачей в теплообмен-

ник воздуха из воздухонагревателя

8

компрессо-

ром

9

. При движении воздуха через барботер,

размещенный в теплообменнике с антифризом,

происходит интенсивный теплообмен между воз-

душными пузырями и антифризом, что обеспе-

чивает нагрев поверхностей теплообменника и

топлива в емкости заправочной системы [14].

Конструктивная схема теплообменника,

размещенного в емкости-хранилище заправоч-

ной системы, приведена на рис. 2. Теплообмен-

ник системы температурной подготовки топлива

выполнен в виде корпуса-резервуара

1

, имеюще-

го оребрение

2

. Во внутреннее пространство ре-

зервуара

1

через патрубок

3

и барботер

4

осу-

ществляется подвод жидкого азота в режиме

охлаждения топлива и нагретого воздуха в ре-

жиме его нагрева. Отвод газообразного азота

после его теплообмена с антифризом

8

из тепло-

обменника-резервуара

1

или воздуха в режиме нагрева топлива осуществляется

через патрубок

5

. Теплообменник крепится на горловине

7

емкости-хранилища

посредством крепежной плиты

6

.

Модели охлаждения топлива в емкостях заправочных систем наземных

комплексов с использованием предложенной технологии.

Процесс тем-

пературной подготовки топлива начинается с охлаждения (нагрева) антифриза

до температуры, при которой гарантированно невозможен фазовый переход

Рис. 2.

Конструктивная схема

теплообменника