1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 1

41

УДК 621.833.7

DOI: 10.18698/0236-3941-2017-1-41-47

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ОШИБОК ДВУХПРОФИЛЬНОГО

ВОЛНОВОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Г.А. Тимофеев

timga@bmstu.ru

Н.Н. Барбашов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Волновые зубчатые передачи нашли широкое примене-

ние как в машиностроении, так и в приборостроении.

Их производство налажено во многих странах мира и

в первую очередь в США, Японии и ФРГ. В настоящее

время идет их освоение и в РФ. Решающее значение для

применения волновых зубчатых передач в несиловых

(кинематических) приводах имеет оценка их погрешно-

стей, вызываемых эксцентриситетами зубчатых колес и

мертвого хода, возникающего из-за наличия зазоров

между контактирующими профилями зубьев гибкого

и жесткого колес. Рассмотрено влияние погрешностей

изготовления таких колес на их тангенциальные и ради-

альные перемещения при двухпрофильном волновом

зацеплении. Показано, что двухпрофильное волновое

зацепление обеспечивает более высокие показатели ки-

нематической точности по сравнению с однопрофиль-

ным волновым зацеплением

Волновые зубчатые передачи,

кинематическая погрешность,

мертвый ход, двухпрофильное

волновое зацепление, гибкое и

жесткое колеса

Поступила в редакцию 26.04.2016

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017

В цилиндрических эвольвентных зубчатых передачах двухпрофильное зацепле-

ние можно получить с помощью люфтовыбирающих устройств различных кон-

струкций [1, 2], но это значительно увеличивает статический момент трогания и

удорожает передачу.

В кинематических волновых зубчатых передачах (ВЗП) благодаря упругой

связи зубьев гибких и жестких колес существует возможность обеспечения

двухпрофильного волнового зацепления без значительного увеличения момен-

та трогания. Двухпрофильным считается такое зацепление, которое характери-

зуется одновременным контактом по правым и левым профилям зубьев. Гео-

метрические параметры для двухпрофильного волнового зацепления, показан-

ного на рисунке, наиболее удобно определять по методикам [3, 4]. Гибкое коле-

со ВЗП с дисковым генератором волн облегает каждый диск в зоне зацепления

так, что срединная линия гибкого колеса в торцовом сечении имеет постоянный

радиус кривизны в пределах угла облегания. Если зубья гибкого колеса ВЗП

нарезаются в деформированном состоянии, то зубчатое зацепление в волновой

передаче можно представить как внутреннее эвольвентное зацепление жесткого

колеса с числом зубьев

z

ж

с некоторым условным колесом с числом зубьев

z

у

.