Анализ критериев самоторможения с точки зрения их обоснованности - page 11

Аналитические зависимости для определения условий самотормо-
жения прямозубой эвольвентной передачи с учетом трения в опо-
рах колес и трения качения в зацеплении были получены в 1969 г.
Т.Г. Исхаковым. Анализируя полученные зависимости, он пришел к
выводу, что “для высоких значений КПД необходимо иметь минималь-
ное трение в опорах, работать непосредственно за полюсом, иметь
высокое трение скольжения в зубцах и большие углы зацепления”,
вследствие чего “практическое достижение самоторможения зубчатой
пары весьма затруднительно и может быть выполнено за счет искус-
ственного повышения коэффициента трения и угла зацепления” [16].
Аналогичная работа по определению условий самоторможения
прямозубой передачи с учетом трения в опорах колес была выполнена
в том же 1969 г. С. Боттхером и Г. Зиригом, сделавшими аналогичный
вывод о том, что цилиндрические зубчатые передачи с неподвижны-
ми осями с обычно используемыми геометрическими параметрами и
коэффициентами трения практически не могут быть самотормозящи-
мися [17].
Все в том же 1969 г. вышла книга В.Л. Вейца “Динамика машинных
агрегатов”. В ней содержатся понятия самотормозящихся механизмов,
режима и коэффициента оттормаживания, даны формулы для опреде-
ления характеристик потерь ряда передач. Так, в передаче Twinworm
характеристики потерь определяются зависимостями:
η
i,i
+1
=
sin
γ
i
sin
γ
i
+1
·
sin (
γ
i
+1
+
θ
)
sin (
γ
i
+
θ
)
;
(9)
η
i
+1
,i
=
sin
γ
i
+1
sin
γ
i
·
sin (
γ
i
θ
)
sin (
γ
i
+1
θ
)
;
(10)
μ
i
+1
,i
=
sin
γ
i
+1
sin
γ
i
·
sin (
θ
γ
i
)
sin (
γ
i
+1
θ
)
,
(11)
где приведенный угол трения
θ
определяется той же зависимостью
θ
= arctg
f
1 + tg
2
α
x
cos
2
γ .
(12)
Из формулы (10) следует, что самоторможение обратного хода про-
исходит при условии
k
1
=
θ
γ
i
1
,
(13)
причем “
k
1
>
1
можно рассматривать как коэффициент запаса само-
торможения” [4, с. 240].
Из формулы (11) В.Л. Вейц делает следующий вывод: “Заклинива-
ние в режиме оттормаживания, исключающее движение в этом режи-
ме при любых внешних моментах (так называемое самоторможение
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 4 37
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook