Анализ критериев самоторможения с точки зрения их обоснованности - page 2

Keywords
:
self-locking, mode of unloking, friction forces, kinematic pairs,
mechanism, forward and reverse motion, efficiency.
Сложное слово самоторможение состоит из двух корней. Первый
корень —
само
— означает в данном случае осуществление механизмом
торможения без посторонней помощи, автоматически. Второй корень
торможение
— происходит от греческого слова
tormos
, означающе-
го буквально отверстие для вставки гвоздя, задерживающего вращение
колеса. В настоящее время тормозом называют устройство для умень-
шения скорости или полной остановки машины [1, с. 359].
Таким образом, торможение — это уменьшение скорости машины
или ее полная остановка при помощи специального устройства. Если
же эти явления происходят без специального устройства, то можно ли
назвать это самоторможением? Так, предоставленный самому себе ма-
ховик при отключении двигателя долгое время вращается с постепен-
ным уменьшением скорости, затем останавливается. Самоторможение
это или нет? Где и при каких условиях возникает это явление? Каков
критерий самоторможения?
Цель настоящей работы — анализ критериев самоторможения с
точки зрения их обоснованности и удобства практического использо-
вания.
Наряду с термином
торможение
употребляются и его синони-
мы, отражающие оттенки явления:
заклинивание
— прекращение дви-
жения, обычно вследствие повреждения, аварийное;
стопорение
уменьшение скорости до полной остановки с последующим удержи-
ванием в этом положении;
фиксация
— закрепление в определенном
положении. Особенно часто в литературе встречается заклинивание.
Чем же оно отличается от самоторможения?
За ответом на поставленные вопросы обратимся сначала к учеб-
никам по теории механизмов, где самоторможение обычно упомина-
ется в разделах, посвященных трению. В учебнике Н.И. Левитского
самоторможением назван такой случай при действии сил трения в по-
ступательной паре, когда “относительное движение звена в требуемом
направлении не может начаться независимо от величины результиру-
ющей движущей силы” [2, с. 119].
Каким же объектам присуще самоторможение? Кинематическим
парам или механизмам? Если это случай, то от чего он зависит?
Пусть, например, на звено
i
, движущееся по неподвижной напра-
вляющей
j
, действует сила
F
i
, составляющая со скоростью
v
i
угол
π
2
α
i
(рис. 1,
а
). Реакция
F
ij
, действующая на звено
i
со стороны
звена
j
, образует с нормалью к направляющей угол
θ
. Возможные
режимы движения звена
i
в зависимости от расположения линии дей-
ствия силы
F
i
приведены в табл. 1.
28 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 4
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...16
Powered by FlippingBook