Анализ критериев самоторможения с точки зрения их обоснованности - page 8

меньшей работы тех же сил при прямом ходе, а это положение спра-
ведливо не для всех механизмов [7]. Профессор В.В. Добровольский
отметил, что простое и всем известное понятие КПД приводит к це-
лому ряду принципиально не разрешенных пока вопросов, среди ко-
торых установление связи между КПД и явлением самоторможения.
Признаком самоторможения он считал отрицательное значение КПД
η <
0
,
(8)
хотя этому результату “нельзя придать никакого физического смысла”
[7, с. 405].
В.В. Добровольский предостерег и еще от одного заблуждения, ко-
торое может быть опасным: если КПД машины меньше 0,5 — это
вовсе не значит, что она обязательно самотормозящаяся! Это предо-
стережение актуально до сих пор. Через 52 года после публикации в
“Вестнике инженеров и техников” статьи В.В. Добровольского в жур-
нале “Вестник машиностроения” читаем: “в самотормозящихся меха-
низмах
η <
0
,
5
, а в случае нежелательности самоторможения, если
нужно использовать механизм как обратимый, необходимым услови-
ем является
η >
0
,
5
” [8]. Здесь же утверждается со ссылкой на статью
В.И. Панюхина [9], что аналогичные выводы делаются и по другим са-
мотормозящимся механизмам, хотя в указанной статье речь идет как
раз о самотормозящихся передачах с высоким КПД.
Разработавшие в 1956 г. графический метод определения КПД выс-
ших кинематических парА.Р. Метраль и И. Ле Берпоказали, что он
может быть использован для определения условий самоторможения
плоских механизмов [10]. Они продемонстрировали применение ме-
тода на примере кулачковых механизмов и указали на возможность
его использования и для зубчатых передач с параллельными осями.
Самотормозящаяся передача с параллельными осями была предло-
жена в 1958 г. А. Роано [11]. Условия самоторможения в ней определя-
лись положением равнодействующей силы в зацеплении, равной гео-
метрической сумме нормальной составляющей и силы трения сколь-
жения в зацеплении. При достаточно больших значениях угла зацепле-
ния и силы трения линия действия равнодействующей пройдет через
ось вращения шестерни, и передача момента со стороны колеса станет
невозможной. Таким образом, А. Роано использовал геометрический
критерий самоторможения.
Сравнивая геометрический критерий самоторможения, основан-
ный на расположении линии действия движущей силы относительно
угла или конуса трения, с аналитическим, основанным на значении
КПД, видим, что достоинством первого является наглядность, а вто-
рого — удобство использования.
34 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2013. № 4
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook