Анализ критериев самоторможения с точки зрения их обоснованности - page 5

как входное, так и выходное звенья. Формулы (А.4) и (А.5) из рабо-
ты [4] дают в этом случае отрицательное значение КПД, поскольку и
числитель, и знаменатель положительны. Такой механизм “не может
осуществлять положительного (полезного) действия по преодолению
моментов сопротивления” и называется самотормозящимся [4, с. 236].
Режим движения, при котором ведущими являются и входное, и
выходное звенья, присущ только самотормозящимся механизмам и
служит их отличительным признаком. Профессор В.Л. Вейц называет
такой режим “режимом оттормаживания” [4, с. 237]. Характеристикой
потерь в этом режиме служит коэффициент оттормаживания, равный
отношению мощностей на входном звене с индексом
i
и выходном с
индексом
i
+ 1
:
μ
i
+1
,i
=
W
i
W
i
+1
,
(4)
причем звено с индексом
i
оттормаживает механизм, благодаря че-
му установившееся равновесное движение оказывается возможным.
Сравнивая зависимости (A.4) и (A.5) [4], видим, что коэффициент от-
тормаживания отличается от КПД обратного хода только знаком
μ
i
+1
,i
=
η
i
+1
,i
.
(5)
Обычно самоторможение призвано предотвращать обратный ход
механизма, хотя, как отмечает В.Л. Вейц, “принципиально могут су-
ществовать механизмы, самотормозящиеся при любом направлении
передачи моментов, однако практическое применение таких механиз-
мов сомнительно” [4, с. 236].
А.К. Мусатов высказывается по этому поводу более категорично.
При
γ >
π
2
2
θ
(см. табл. 2) становится невозможным прямой ход, так
как движущая сила
F
1
, сколь бы велика она ни была, не может осу-
ществить прямой ход даже при отсутствии нагрузки
F
2
(см. рис. 2,
б
).
В этом случае механизм “абсолютно неработоспособен и применения
не имеет” [3, с. 241].
А.И. Турпаев называет затормаживание заклиниванием при пря-
мом ходе неправильно спроектированного или смонтированного меха-
низма. Самотормозящими же он называет “механизмы, которые мож-
но привести в движение только со стороны ведущего (входного) звена,
причем попытка привести механизм в движение со стороны ведомого
(выходного) звена вызывает затормаживание; силовой поток при этом
замыкается на корпус механизма (стойку)” [5].
Профессор А.Ф. Крайнев определяет самоторможение как “усло-
вие, при котором из-за сил трения относительное движение звеньев не
может начаться, как бы ни были велики движущие силы” [1, с. 313].
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2013. № 4 31
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...16
Powered by FlippingBook