Background Image
Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

В настоящее время в целях дезинфекции и дезинсекции салонов авиа-

компаниями применяются специальные аэрозоли. При определенных

обстоятельствах (распыление превышающих норму концентраций, не-

правильное применение и т.п.) эти препараты могут вызывать негатив-

ные последствия для здоровья экипажа и пассажиров.

Для решения указанных проблем были предложены иные способы

санации, в том числе с использованием в качестве дезинфицирующего

средства озоновоздушной смеси [6, 7]. Благодаря высокой бактерицид-

ной и химической активности озон полностью обеззараживает поме-

щение (включая труднодоступные места) от болезнетворных агентов,

уничтожает биологические и прочие запахи, а также вызывает гибель

насекомых [8, 9]. При концентрации озона 50 мг/м

3

(25 ppm) все ми-

кроорганизмы погибают в течение нескольких минут [10]. Важнейшим

преимуществом озона является то, что его выработка из кислорода

воздуха осуществляется непосредственно на месте, а по завершении

процесса обработки остаточный озон превращается в кислород.

Известно, что озон является сильным окислителем [11, 12] и от-

носится к категории вредных веществ. В разных странах действуют

разные нормы содержания озона в воздухе. Согласно гигиеническим

нормативам стран бывшего СССР, предельно допустимая среднесуточ-

ная концентрация озона в воздухе составляет 0,03 мг/м

3

(

15

ppb), а

максимальная разовая — 0,16 мг/м

3

(

80

ppb) [13], тогда как Агентство

по охране окружающей среды США (US EPA) установило ПДК озона

(NAAQS for ozone) 0,075 ppm (75 ppb) [14]. При работе с повышенны-

ми концентрациями озона необходимо использовать соответствующие

средства защиты дыхательных путей (маски, респираторы и др.). Из-

за токсичности бактерицидных концентраций озона все оборудование

должно быть исправным, утечки недопустимы.

Возможное применение технологии озонирования также требует

обязательного учета взаимодействия рабочих концентраций озона с

материалами отделки салона ВС, изготовленными из разных органи-

ческих и металлических материалов.

Металлические материалы (не считая собственно несущей кон-

струкции планера) применяются в салоне в качестве каркаса кресел,

рельсов и крепежных элементов салонной мебели (конструкционные

сплавы на основе алюминия и магния), а также в радио- и электро-

оборудовании (электротехнические сплавы на основе благородных и

полублагородных металлов). Благодаря защитным покрытиям и плен-

кам металлические материалы (в том числе алюминий [15]) не взаи-

модействуют с озоном. Платы радиоэлектронного оборудования, как

правило, заливаются защитными компаундами, стойкими к окисли-

телям.

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение” 2015. № 1 129