Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

Влияние прочностных свойств грунтово-скальной преграды на глубину проникания ударников…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

41

модуле заряда взрывчатого вещества может быть также решена задача по разру-

шению и дроблению массивов горных пород — эффективность разрушающего

действия взрыва при одной и той же массе взрывчатого вещества для заглубленно-

го заряда существенно больше, чем для накладного (расположенного на поверхно-

сти разрушаемого массива горной породы) [2].

При взаимодействии с большой скоростью с грунтово-скальной преградой

проникающий модуль-ударник подвергается воздействию чрезвычайно высоких

перегрузок, которые не должны приводить ни к разрушению ударника, ни к вы-

ходу из строя аппаратуры, размещенной внутри его корпуса. Перегрузки, дей-

ствующие на модуль-ударник при проникании, возрастают с увеличением его

начальной скорости, что ограничивает ее предельно допустимые значения. Для

обеспечения целостности проникающего модуля и сохранения работоспособно-

сти его приборной «начинки» начальная скорость модуля, по данным исследова-

ний проникания ударников в грунтово-скальные преграды [3, 4], не должна пре-

вышать 1000…1500 м/с. Поэтому возможности увеличения глубины проникания

модулей-ударников, что представляет собой весьма актуальную задачу, в силу

увеличения их скорости фактически отсутствуют.

В целях повышения проникающей способности в состав модуля-ударника

может быть введен лидер, который не несет в себе никакой регистрирующей ап-

паратуры для определения свойств пенетрируемой породы и единственным

назначением которого является формирование в преграде каверны (канала) не-

обходимой протяженности [5]. Скорость лидера может существенно превышать

скорость следующего за ним модуля-ударника с приборным оснащением и со-

ставлять несколько километров в секунду. При таких скоростях проникание ли-

дера в грунтово-скальную преграду будет происходить в гидродинамическом ре-

жиме (с «растеканием» материала проникающего тела по стенкам формирующей-

ся в преграде каверны). Определяющее влияние на глубину проникания тела в

гидродинамическом режиме оказывают его длина и плотность [6]. В связи с этим

лидер должен иметь форму удлиненного стержня и быть изготовленным из мате-

риала (металла) возможно большей плотности. С использованием результатов [7]

может быть также учтено влияние на проникание стержня-лидера сжимаемости

его материала и материала грунтово-скальной преграды. Определенные преиму-

щества в проникании лидера при реализации гидродинамического режима взаи-

модействия достигаются за счет его сегментирования [5, 8] и изготовления из по-

ристого материала (например, пористого вольфрама) [9]. Проникание стержня-

лидера происходит до момента полного «размазывания» всего его материала (или

материала всех элементов сегментированного лидера) по поверхности сформиро-

ванной в преграде каверны, в результате чего она оказывается «подготовленной»

для беспрепятственного движения основного модуля-ударника (рис. 1).

Что касается непосредственно самого модуля-ударника с полезной нагруз-

кой, то в качестве возможного пути повышения его проникающей способности

можно рассматривать использование импульсного реактивного двигателя, сраба-