Previous Page  4 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 17 Next Page
Page Background

Влияние прочностных свойств грунтово-скальной преграды на глубину проникания ударников…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

43

где

п

,

п

— нормальные и касательные напряжения на контактной поверхности;

A

и

C

— эмпирические коэффициенты, зависящие от физико-механических

свойств материала преграды и характеризующие ее инерционное и прочностное

сопротивление прониканию;

п

v

— проекция скорости ударника

v

на нормаль к

поверхности его головной части в данной точке. Как и в [12, 13], форма головной

части ударника предполагалась конической с углом раствора

2 .

При задании силы реактивной тяги

 

r

F u

[17] скорость

u

истечения газо-

вой струи и массовый расход

газа предпола-

гались неизменными в течение всего проме-

жутка времени работы реактивного двигателя,

что обеспечивало неизменность значения

r

F

на

стадии ее действия. При этом время

0

r

t

вклю-

чения реактивного двигателя и продолжитель-

ность

r

его работы являлись варьируемыми

параметрами [18] (рис. 2). Соотношение массы

r

m

твердотопливного заряда с полной началь-

ной массой

0

m

реактивного ударника характеризовалось числом Циолковского

0

r

r

Z m m m

[17].

При описании динамики проникания ударника начальной стадией взаимо-

действия, когда глубина проникания еще меньше высоты головной части удар-

ника, пренебрегалось (на этой стадии происходит увеличение площади контакта

головной части ударника с преградой от нулевого значения с соответствующим

изменением силы сопротивления). Исключение данного обстоятельства из вни-

мания является совершенно оправданным, так как размер головной части удар-

ника, как правило, пренебрежимо мал по сравнению с характерной глубиной

его проникания в грунтово-скальные преграды.

Предполагая, что взаимодействие ударника с преградой происходит по

нормали к ее поверхности (в этом случае обеспечивается максимальная глубина

проникания), и пренебрегая начальной стадией, на которой глубина проника-

ния не превышает высоту головной части ударника, динамику движения про-

никающего модуля с импульсным реактивным двигателем в грунтово-скальной

преграде можно представить в следующем безразмерном виде [13, 19]:

 

   

 

    

 

   

 

   

    

 

  

 

2

0

2

0

0

0

2

0

arctg 1

, 0

;

1

1 (

)

1 ,

;

arctg

(1 )

(1

),

;

arctg

2

ln(1 )

r

r

r

r

r

r

r

r

r

d

t t

dt

d

Z

t t

u

t

t t

Z

dt

k

d

Z

t t

dt

dh

dt

v

v

v

v

v

v

v.

(2)

Рис. 2.

Закон изменения

реактивной силы