Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

О.Ю. Козлова, С.В. Овсепян, А.С. Помельникова

34

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 6

Несмотря на то что исследования и эксперименты по высокотемператур-

ному азотированию сталей в РФ и за рубежом, например [6], начались в первой

половине XX в. вопросы формирования структуры и свойств при внутреннем

азотировании никелевых сплавов недостаточно изучены.

Наиболее жаропрочный деформируемый сплав нового класса марки ВЖ171

с определенным соотношением легирующих элементов, упрочняемый нитрида-

ми, проходит опробование в промышленности для теплонагруженных узлов

газотурбинных двигателей (ГТД) (жаровая труба камеры сгорания, детали сопла

и форсажной камеры) [7, 8]. В результате высокотемпературного азотирования

происходит образование по всему объему материала стабильных нитридов, ко-

торые не растворяются до температуры плавления сплава и обеспечивают высо-

кий уровень свойств. Материал такого класса известен и за рубежом: сплав

NS-163 фирмы

Haynes

[9].

Для эффективного внутреннего азотирования необходимо выполнение сле-

дующих условий [5]:

в сплаве должны содержаться сильные нитридообразующие элементы;

растворимость и диффузионная подвижность азота в сплаве должны

быть достаточны для роста упрочняющей нитридной фазы внутри материала;

не должно происходить образование сплошного нитридного слоя на по-

верхности.

При азотировании многокомпонентных сплавов следует учитывать, что в их

составе могут находиться несколько нитридообразующих элементов. Например,

хром и титан при определенных условиях могут образовывать и нитриды тита-

на, и нитриды хрома [10]. Последнее нежелательно, так как не обеспечивается

стабильность структуры при высоких температурах. При образовании нитридов

хрома уменьшается его содержание в твердом растворе, что снижает жаро-

стойкость и сопротивление коррозии [5].

Известно, что алюминий, ниобий и титан, входящие в состав сплавов ВЖ98

и ВЖ159, являются нитридообразующими элементами, и могут по-разному

влиять на свойства в случае проведения ХТО в среде азота.

Камера сгорания — это сварной узел, в котором присутствует сварка мате-

риалов в одноименном и разноименном сочетании. Для использования сплавов

с нитридным упрочнением в перспективных ГТД необходимо решить задачу

определения материалов, которые подходят для совместного азотирования.

Например, для деталей камеры сгорания может потребоваться использовать

совместно сплавы марок ВЖ171 и ВЖ98 или ВЖ159 [11].

Материалы и методики исследований.

В настоящей работе исследованы хо-

лоднокатаные листы толщиной 1,1…1,3 мм из следующих сплавов: гомогенный

сплав ВЖ98, легированный вольфрамом (10…16 % масс.) и титаном (0,5 % масс.),

имеет хорошую технологичность, сваривается всеми видами сварки; сплав ВЖ159

содержит молибден и 4,5 % масс. в сумме ниобия и алюминия, формирующих

упрочняющую



-фазу (Ni

3

Al(Nb)), имеет высокие характеристики пластичности и

технологичности [11, 12]; экспериментальный сплав ВЖ171.