Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Инновационная модель применения жидкого азота для охлаждения ракетного топлива…

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 3

5

Одной из операций подготовки топлива является температурная подготовка в

целях его охлаждения (нагрева) до требуемой температуры. Количество ракетного

топлива, подвергаемого охлаждению (нагреву), для действующих РКН может со-

ставлять от нескольких десятков до нескольких сотен тонн, а для перспективных

РКН сверхтяжелого класса достигать тысячи тонн и более. Процессы температур-

ной подготовки ракетного топлива, предшествующей его заправке в топливные

баки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, являются

наиболее энергоемкими и длительными на стартовых и технических комплексах

космодромов [1]. Для реализации таких процессов требуется применение эффек-

тивных технологий и режимов охлаждения (нагрева) ракетного топлива.

В ряде действующих и перспективных систем заправки РКН для охлажде-

ния топлива используется жидкий азот [1–3, 7–14], получаемый из воздуха при

производстве на космодромах жидкого кислорода, широко применяемого в

РКН в качестве окислителя в паре с углеводородными горючими и жидким во-

дородом. В составе наземного оборудования РКН «Зенит-3SL», «Союз» и «Ро-

кот» используются три варианта построения систем охлаждения, основанные

на теплообменных процессах с жидким азотом [1, 9, 10]. К ним относятся бес-

контактное охлаждение топлива кипящим жидким азотом в теплообменнике,

непосредственный ввод жидкого азота через барботер в ракетное топливо, а

также понижение температуры топлива посредством теплообмена в теплооб-

меннике с антифризом, охлаждаемым в отдельном резервуаре при барботаже

жидким азотом. Процессы взаимодействия жидкого азота и других криогенных

продуктов с жидкими средами рассмотрены в [15–18].

Процессы охлаждения при подаче жидкого азота в массу топлива характе-

ризуются высокой эффективностью [3, 7, 11], однако их применение приводит к

насыщению топлива азотом, что требует проведения дополнительной операции

дегазации топлива с соответствующими временными и энергетическими затра-

тами. В процессе барботажа топлива азотом происходит унос легких фракций

углеводородного топлива, что приводит к снижению его энергетических харак-

теристик и требует создания специальных систем дренажа и нейтрализации

газов на стартовом комплексе.

Эксплуатация систем охлаждения ракетного топлива с применением тепло-

обменников и жидкого азота характеризуется недостаточной эффективностью

[3, 7] и громоздкостью теплообменного оборудования, что приводит к повы-

шенным затратам жидкого азота.

В работах [13, 14] для повышения эффективности применения жидкого азота

предлагается охлаждать топливо, используя теплообменник и антифриз, охлажда-

емый жидким азотом. Варианты охлаждения топлива, предложенные авторами

настоящей работы, более эффективны по сравнению с существующими система-

ми, в которых топливо охлаждается жидким азотом и в теплообменнике, и приме-

нимы для любых высококипящих компонентов ракетного топлива. Рассмотрен-

ные в [3, 13, 14] расчетные модели на основе численной реализации предпочти-

тельно использовать для поверочных расчетов систем температурной подготовки