Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

А.И. Орлов, А.Д. Цисарский

104

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

ваны при дальнейшем развитии организационно-экономической модели оценки

рисков проектов.

Использование результатов оценивания при управлении рисками.

Оцен-

ка

Q

риска невыполнения проекта в срок дает лицу, принимающему решение

(ЛПР), основания для принятия тех или иных управленческих решений. Если

оценка указанного риска мала (например, 1 %), то ЛПР может ограничиться

контролем за выполнением этапов проекта. Если оценка

Q

риска составляет

80…90 %, то сроки выполнения проекта следует признать нереальными, а пото-

му необходимы кардинальные управленческие решения.

Управление рисками может быть основано не только на оценке

Q

риска не-

выполнения проекта в целом, но и на анализе влияний оценок частных и группо-

вых рисков на итоговый риск

Q

. Целесообразно принять меры по снижению

наиболее заметных влияний, т. е. по снижению конкретных групповых, а затем и

частных рисков. Так, в приведенном примере этапа 5 «Изготовление макета и

опытных изделий (опытного образца)» могут быть приняты меры по снижению

частных рисков, например, усилен контроль при изготовлении деталей и блоков

(в целях уменьшения риска

R

14

); проведено дополнительное обучение сборщиков

(это позволит уменьшить риск

R

24

); проанализирована потребность в ресурсах

(производственных, материальных, кадровых, временных и др.) и при необходи-

мости увеличены выделяемые ресурсы — в целях уменьшения риска

R

34

недостат-

ка ресурсов; отработаны взаимоотношения со смежниками и субподрядчиками,

поставщиками сырья, комплектующих, материалов (это позволит уменьшить

риски

R

44

и

R

64

) и т. д.

Может быть поставлена и решена оптимизационная задача по распределе-

нию имеющихся ресурсов в целях максимально возможного снижения итогово-

го риска путем воздействия на доступные управлению частные риски, как это

было сделано при разработке автоматизированной системы прогнозирования и

предотвращения авиационных происшествий [14].

В работах [6, 7] рассмотрена последовательность этапов выполнения проек-

та по созданию РКТ. Срыв сроков выполнения определенного этапа приводит к

необходимости изменения сроков дальнейших этапов. Принято предположе-

ние, что при срыве этапа он повторяется и при этом

обязательно

выполняется

(можно рассмотреть более сложную теорию, когда повторное выполнение этапа

приводит к успеху с некоторой вероятностью).

Заключение.

Отличительная особенность рассмотренного в настоящей ста-

тье подхода состоит в том, что он основан на построении трехуровневой иерар-

хической системы рисков. Выбранная трехуровневая схема позволяет достаточ-

но подробно описать многообразие рисков и в то же время достаточно быстро

провести их численную оценку. При необходимости трехуровневая иерархиче-

ская система рисков может быть развернута до четырехуровневой и даже пяти-

уровневой схемы. Декомпозиция риска верхнего уровня дает систему рисков,

образующих группу рисков более низкого уровня иерархии.