сферы соответствует свой собственный диапазон
∆
V
0
. Если скорость
входа
V
0
будет больше верхней границы диапазона, то атмосфера пла-
неты не сможет “захватить” КА и он продолжит движение по незначи-
тельно измененной гиперболической траектории. Если скорость входа
окажется меньше нижней границы, то минимальная высота полета над
поверхностью планеты будет лежать ниже допустимой зоны.
Следовательно, необходимо выбирать такие скорости входа, кото-
рые позволят гарантированно и безопасно выполнить маневр при лю-
бых отклонениях параметров атмосферы от номинальных значений.
Как видно из графиков, зимняя и минимальная по плотности модель
атмосферы, будет являться “наихудшей”, а допустимая скорость входа
V
0
должна находиться в диапазоне
∆
V
0
= 4
,
5
. . .
5
,
55
км/с.
При гиперболическом перелете скорость входа
v
0
в атмосферу
Марса будет находиться в диапазоне от 5,6 до 8 км/с (рис. 2). Нижняя
граница диапазона скорости входа оказывается выше верхней границы
диапазона допустимой скорости входа, поэтому выполнить безопас-
ный маневр в этом случае нельзя.
Одним из способов решения этой проблемы может быть уменьше-
ние скорости входа
V
0
до величины, лежащей в пределах допустимого
диапазона, благодаря предварительному тормозному импульсу
∆
V
пр
.
Это позволяет гарантированно совершить безопасный маневр при лю-
бых отклонениях параметров атмосферы от номинальных значений,
так как эти отклонения будут приводить лишь к изменению величины
характеристического импульса
∆
V
хар
.
Рис. 2. Диапазон возможных скоростей входа в атмосферу Марса при гипер-
болическом перелете и необходимый суммарный характеристический импульс
для выведения КАна орбиту ИСМ
8 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2005. № 4