1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

АВИАЦИОННАЯ

И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

DOI: 10.18698/0236-3941-2016-1-4-16

УДК 729.78

ДИНАМИКА ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГОЛОВНОГО БЛОКА

ПИЛОТИРУЕМОГО КОРАБЛЯ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

В.В. Кокушкин

1

,

М.К. Хомяков

2

,

Н.Ю. Овсянникова

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация

2

РКК “Энергия” им. С.П. Корол¨ева, г. Корол¨ев,

Московская обл., Российская Федерация

e-mail:

nataliaovsyannikova87@gmail.com; mkelektro1@yandex.ru

Рассмотрены процессы отделения, связанные со спасением экипажа пилоти-

руемого космического корабля в случае аварии ракеты-носителя на завершаю-

щем этапе атмосферного участка ее полета. Исследование проводилось в два

этапа: отделение головного блока от ракеты-носителя, а затем спускаемого

аппарата от отделяемого головного блока. В результате расчетов было полу-

чено поле векторов состояния головного блока на момент отделения от него

спускаемого аппарата, которое послужило отправной точкой для исследова-

ния. Анализ процесса отделения спускаемого аппарата показал возможность

контакта его корпуса и элементов конструкции головного блока. Предложе-

на математическая модель контактного взаимодействия. Приведены резуль-

таты расчетов отделения спускаемого аппарата от отделяемого головного

блока и оценка контактных сил.

Ключевые слова

:

космический корабль, спускаемый аппарат, отделяемый голов-

ной блок, аварийное отделение, динамика отделения, сила взаимодействия.

DYNAMICS OF MANNED SPACESHIP FAIRING ELEMENTS MOTION

IN EMERGENCY

V.V. Kokushkin

1

,

M.K. Khomyakov

2

,

N.Yu

. Ovsyannikova

2

1

Bauman Moscow Technical University, Moscow, Russian Federation

2

S.P. Korolev Rocket and Space Corporation Energia,

Korolev, Moscow Region, Russian Federation

e-mail:

nataliaovsyannikova87@gmail.com; mkelektro1@yandex.ru

The paper considers separation processes related to manned spaceship crew escape in

case of launch vehicle crash at the end of the atmospheric flight path. We carried out

the research in two stages. The first one included nose separation from the launch

vehicle. At the second stage the reentry module was detached from the nose. The

calculations resulted in obtaining the vector field of the fairing state at the moment

of reentry module separation. The vector field helped to investigate the reentry module

separation from the fairing. The analysis of the reentry module separation revealed

the possibility of the contact between its hull and the fairing elements. Mathematical

model of contact interaction was proposed. We provide the calculation results of the

reentry module separation and contact forces estimation.

4 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2016. № 1