Previous Page  4 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 18 Next Page
Page Background

В.А. Горелов, Б.В. Падалкин, О.И. Чудаков

124

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2017. № 2

к к.с

к

к

б

к к.с

к.с

1 ,

x

r V r

S

r

r

 

 

где

к

— угловая скорость вращения колеса;

r

к.с

— радиус колеса в свободном

режиме качения;

r

к

— радиус качения колеса

к

к

к

(

);

x

r V w

 

V

x

к

— скорость

центра масс колеса в направлении оси

Х

.

При проведении экспериментов необходимо определять величины, входя-

щие в уравнение энергетического баланса [7], суть которого заключается в том,

что подводимая к равномерно катящемуся колесу энергия расходуется на со-

вершение работы продольной силой и на потери при взаимодействии с опор-

ным основанием:

к к

к

к

,

x x

w z x

M P V f P V

  

(1)

где

M

к

— крутящий момент, подводимый к оси колеса;

P

x

и

P

z

— продольная и

вертикальная силы, действующие на ось колеса.

По условию проведения эксперимента

P

x

=

R

x

(

R

x

— сила взаимодействия

колеса с опорным основанием), а

P

z

=

R

z

(

R

z

— вертикальная реакция в пятне

контакта колеса с опорной поверхностью), тогда запишем выражение для опре-

деления удельных энергетических потерь:

к к

к к

к

к

.

x

w

z x

z

z x

M P M

f

P V P P V

 



(2)

Величины, входящие в правую часть уравнения (2), определяются в процес-

се эксперимента. Таким образом, для совокупности дорожных условий могут

быть получены тягово-энергетические

f

w

=

f

(

φ

) и тягово-сцепные

φ

=

f

(

S

б

) ха-

рактеристики.

Экспериментальные исследования, как отмечается в [8], должны прово-

диться на разных скоростных режимах (для учета реологии опорного основа-

ния) при различном числе проходов колеса по колее и разных режимах качения

(свободном, ведомом, ведущем, тормозном). Существует два вида испытаний

шин: лабораторные и полигонные. Испытания шин в лабораторных условиях по

сравнению с полигонными имеют ряд существенных преимуществ: стабиль-

ность условий опыта, высокая точность измерений, сокращение затрат времени

и средств на проведение испытаний, возможность автоматизации испытаний.

Известны различные конструкции стендов для экспериментальных иссле-

дований взаимодействия колесного движителя с деформируемым опорным ос-

нованием. Некоторые стенды приведены на рис. 2.

Основным недостатком таких стендов является то, что они рассчитаны на

испытания шин ограниченного размера, преимущественно легковых автомоби-

лей. В настоящей работе для получения интегральных характеристик взаимо-

действия были использованы результаты испытаний шины 28,1R26 (модель

ФД-12М) на стенде СИБ-1М, разработанном в Научно-исследовательском трак-