1 / 20 Next Page
Information
Show Menu
1 / 20 Next Page
Page Background

4

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

УДК 629.7.018.4 DOI: 10.18698/0236-3941-2016-4-4-23

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДИССИПАТИВНЫХ СВОЙСТВ

КОНСТРУКЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

МОДАЛЬНОГО АНАЛИЗА

В.А. Бернс

1

v.berns@yandex.ru

Е.П. Жуков

1

zh-ep@yandex.ru

Д.А. Маринин

2

marinin@iss-reshetnev.ru

1

СибНИА им. С.А. Чаплыгина, г. Новосибирск, Российская Федерация

2

АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», г. Железногорск,

Красноярский край, Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Одним из этапов создания летательных аппаратов является

разработка их расчетных динамических моделей, использу-

емых для обеспечения эффективности функционирования и

заданного срока эксплуатации изделий. Первоначально

такие модели строятся на основе технической документа-

ции, а затем корректируются по результатам эксперимен-

тального модального анализа конструкций. Предложена

методика идентификации диссипативных свойств кон-

струкций по результатам модальных испытаний методом

фазового резонанса. Натурная динамическая система опи-

сана математической моделью с конечным числом степеней

свободы. Для выявления свойств сил демпфирования ис-

пользованы соотношения между вынужденными монофаз-

ными и собственными колебаниями конструкций. В каче-

стве примера построена математическая модель динамиче-

ски подобной модели самолета, описывающая ряд соб-

ственных тонов колебаний конструкции. Показано хорошее

совпадение расчетных и экспериментальных амплитудно-

частотных характеристик объекта. Приведены результаты

тестовых испытаний натурного самолета, позволяющие

идентифицировать его диссипативные свойства

Идентификация математиче-

ской модели конструкции, экспе-

риментальный модальный ана-

лиз, собственные колебания,

монофазные колебания, матри-

ца демпфирования

Поступила в редакцию 17.12.2015

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016

Математические модели в виде дифференциальных уравнений движения широ-

ко используются для решения задач устойчивости, управляемости и эксплуата-

ционной нагруженности летательных аппаратов. Параметрами таких математи-

ческих моделей являются матрицы инерции, жесткости и демпфирования. Мат-

рицы инерции и жесткости строятся на этапе эскизного проектирования по

технической документации конструкций, а затем корректируются по результа-