Previous Page  3 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 15 Next Page
Page Background

Влияние частичной гомогенизации процесса сгорания на экологические показатели дизеля

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

115

точника массы (скорость изменения массы химической компоненты в единице

объема).

Система уравнений Рейнольдса (1) содержит новые неизвестные (с турбу-

лентными пульсациями параметров) и для ее замыкания используется (

k

ε

)-

модель турбулентности [1–4]. Для описания течения рабочего тела в пристеноч-

ной области используются стандартные пристеночные функции, на основе ко-

торых универсальная безразмерная скорость

u

+

определяется как функция от

универсального, безразмерного расстояния от поверхности

y

+

[2, 4]. Модели

теплообмена в пристеночной области основаны на зависимостях, характеризу-

ющих распределение средней безразмерной температуры

T

+

по толщине погра-

ничного слоя

y

+

.

Процесс турбулентного горения моделируется на основании модели CTM

(Characteristic Timescale Model) — модели, определяющей скорость реакции с

применением временных масштабов ламинарных и турбулентных процессов.

При этом временн

ó

й масштаб ламинарного процесса определяется из выраже-

ния скорости реакции, записанного на основе закона Аррениуса, а турбулентно-

го — как пропорциональная величина времени распада вихря, представляюще-

го собой соотношение кинетической энергии турбулентности

k

и скорости ее

диссипации

ε

. Концептуально CTM-модель подобна известной модели Магнус-

сена — Хартагера [1, 4]. Инициирование сгорания происходит за счет ламинар-

ных процессов, а после начала сгорания преобладает турбулентное перемеши-

вание. Верификация CTM-модели сгорания проведена на основе эксперимен-

тальных индикаторных диаграмм, полученных в [5, 6] на режиме частичной

нагрузки

6

i

p

бар.

Параметры режима частичной нагрузки дизеля OM-500 (1ЧН 13/15)

Частота вращения коленчатого вала

n

, мин

–1

................................................. 1100

Коэффициент избытка воздуха α

в

...................................................................... 3,17

Цикловая подача топлива

m

ц

, г/цикл................................................................ 0,059

Среднее индикаторное давление

p

e

, бар ........................................................... 6

Локальные образования оксидов азота и твердых частиц сажи в камере сго-

рания моделируются с использованием расширенного термического механизма

Зельдовича и стандартной кинетической модели образования сажи. Эти меха-

низмы описаны в [1, 2, 4] и поддерживаются CTM-моделью сгорания.

Численная реализация модели проводится с использованием (3D–CFD)-

кода AVL FIRE, ориентированного на решение задач теории поршневых двига-

телей [4]. Ядро FIRE основано на численном методе контрольных объемов с ис-

пользованием усовершенствованного алгоритма SIMPLE [1, 4]. Дискретизация

уравнений переноса выполняется интерполяционной схемой второго порядка

точности.

Технические данные исследуемого двигателя.

Моделирование рабочего

процесса было проведено для быстроходного дизеля OM-500 (Daimler-Benz),