Previous Page  4 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 15 Next Page
Page Background

Р.З. Кавтарадзе, И.А. Зиновьев

116

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

одноцилиндровый отсек (1ЧН 13/15) которого подвергался детальным экспе-

риментальным исследованиям [5, 6]. Результаты этих исследований были ис-

пользованы для моделирования рабочего процесса, а также для верификации

математической модели (1). Основные технические характеристики дизеля:

диаметр цилиндра/ход поршня

D

/

S

= 130/150 мм/мм; степень сжатия ε = 14,7;

система топливоподачи — Common Rail; максимальное давление впрыскивания

p

впр

= 1000 бар; число и диаметр сопловых отверстий форсунки 8 × 0,23 мм. При-

веденные далее результаты исследования относятся к работе дизеля OM-500

(1ЧН 13/15) на характерном режиме частичной нагрузки, параметры которого

следующие: частота вращения коленчатого вала

n

= 1100 мин

–1

, коэффициент

избытка воздуха α

в

= 3,7; цикловая подача топлива

m

ц

= 0,059 г/цикл, среднее

индикаторное давление

p

e

= 6 бар.

Базовая и альтернативные характеристики впрыскивания топлива.

От-

метим, что для всех использованных в исследовании характеристик впрыскива-

ния топлива значение цикловой подачи сохранялось неизменным:

m

ц

= const.

Это позволило определить наиболее оптимальный закон подачи топлива, обес-

печивающий улучшение экологических показателей двигателя по сравнению с

базовым дизелем. В целях усовершенствования рабочего процесса рассматри-

ваются три характеристики впрыскивания (рис. 1) с условными названиями:

1)

СТМ-процесс

— процесс с применением СТМ-модели сгорания подразу-

мевает двукратное разделенное впрыскивание, экспериментально исследован-

ное в [5, 6], принятое в качестве базового процесса и используемое для верифи-

кации модели рабочего процесса;

2)

311-процесс

— рабочий цикл с пятикратным впрыскиванием: первые три

порции топлива впрыскиваются на такте сжатия (начиная с момента

= 260

о

по

5 % цикловой подачи топлива), четвертая порция подводится в виде растянутого

пилотного впрыскивания (здесь и далее пилотная порция составляет

10 % цикловой подачи) и, наконец, пятая порция — основное впрыскивание, ко-

торое начинается до верхней мертвой точки (ВМТ) и заканчивается после ВМТ;

3)

(280–411)-процесс

— цикл с шестикратным впрыскиванием: первые че-

тыре порции топлива впрыскиваются на такте сжатия, начиная с

= 280

по

5 % цикловой подачи, пятая порция (10 % цикловой подачи) подводится в виде

растянутого пилотного впрыскивания, а шестая, основная порция, подводится

целиком после ВМТ.

Очевидно, что последние два процесса с довольно ранним впрыскиванием

на такте сжатия приводят к частичной гомогенизации смеси, поэтому соответ-

ствующие им процессы сгорания следует отнести к частично-гомогенным про-

цессам сгорания. Очевидно также, что характеристики впрыскивания оказыва-

ют существенное влияние на изменения локальных параметров рабочего тела в

камере сгорания. В целях достоверности сравнительного анализа полученных

результатов во всех трех случаях были использованы одни и те же модели тур-

булентности, горения и образования вредных веществ.