Previous Page  7 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 15 Next Page
Page Background

Влияние частичной гомогенизации процесса сгорания на экологические показатели дизеля

ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2016. № 4

119

Для оценки влияния характеристики впрыскивания топлива на осредненную

по объему цилиндра кинетическую энергию турбулентности численные экспери-

менты были проведены без предварительной закрутки впускного воздуха, т.

е.

в начале сжатия, когда впускные и выпускные клапаны закрыты, воздух в цилин-

дре практически неподвижен, тем самым было исключено влияние интенсивности

вихревого движения, генерированного впускным каналом. Подчеркнем, что дру-

гие причины турбулентности заряда в цилиндре, такие как закон перемещения

поршня и геометрическая форма камеры сгорания, для всех трех исследуемых

процессов впрыскивания и в данном случае оставались неизменными.

Поэтому, как это хорошо заметно на примере (280–411)-процесса, в про-

цессе сжатия (φ = 270

о

, см. рис. 2) локальные значения кинетической энергии

турбулентности почти равномерно распределены в центральной части цилин-

дра (в ядре потока рабочего тела) и их максимальное значение составляет при-

мерно 10 м

2

/c

2

. При этом направление линий тока определяется направлением

движения поршня. В пристеночных слоях существенно влияние стенки на тур-

булентные пульсации, гашение которых приводит к уменьшению

k

. Средняя по

объему цилиндра кинетическая энергия турбулентности к этому моменту вре-

мени составляет

k

≈ 7 м

2

/c

2

.

В процессе сжатия на турбулентность рабочего тела действуют два фактора:

плотность газа (снижает уровень турбулентности) и интенсивность вихревого

движения, вызванная формой камеры сгорания (наоборот, способствует усилению

турбулентности). Под влиянием этих факторов в случае СТМ-процесса среднее

значение

k

при сжатии меняется несущественно (см. рис. 2). В случае 311- и

(280–411)-процессов заметно увеличивается среднее значение

k

, что вызвано

разными предварительными впрыскиваниями (см. рис. 2), вносящими

дополнительный вклад в турбулизацию рабочего тела в цилиндре. Максимальное

значение локальной кинетической энергии турбулентности в области

распространения струй топлива в случае (280–411)-процесса при φ = 300

о

, напри-

мер, составляет ~29 м

2

/c

2

при ее среднем значении 8,5 м

2

/c

2

(φ = 300

о

, см. рис. 2).

Интервал между предварительными и основными впрыскиваниями в случае

частично-гомогенных процессов (311- и (280–411)-процессов) (см. рис. 2) приводит

к уменьшению среднего значения

k

. Например, в случае (280–411)-процесса при

363

 

достигается минимальное значение

k

= 5,93 м

2

/c

2

(см. рис. 2). Отметим, что

максимальные значения локальных

k

при нахождении поршня в ВМТ для этого же

процесса впрыскивания равны примерно 14 м

2

/c

2

(см. рис. 2, φ = 360

о

).

В процессе расширения средние значения

k

для всех трех процессов вырав-

ниваются и уже при

400

 

уменьшаются до ~3 м

2

/c

2

, т.

е. менее чем в процес-

сах впуска и сжатия. При этом максимальные значения локальных

k

тоже не-

большие (для (280–411)-процесса, например, ~7 м

2

/c

2

, см. рис. 2) и наблюдаются

в области кромки камеры сгорания, расположенной в поршне. Такое суще-

ственное снижение уровня турбулентности в процессе расширения после

400

 

объясняется тем, что к этому времени сгорание практически закончи-