указывают на разность утечек через впускные клапаны секций. Задний фронт
характеристики впрыскивания определяется профилем эксцентрика. Углы
наклона этих фронтов характеризуют утечки через обратные клапаны. При
этом меньший угол наклона заднего фронта соответствует большей утечке.
Таким образом, имея эталонную осциллограмму для исправного ТНВД, по
колебаниям давления в топливном аккумуляторе можно судить о степени
износа плунжерных пар, а также выявить неисправную секцию насоса.
Р.В. Ягодин, А.Р. Валиев (БГАУ, г. Уфа) обосновали выбор параметров
стенда для испытания топливной аппаратуры дизелей. Для снижения энер-
гозатрат при испытании ТС автотракторных и комбайновых дизелей в Ря-
занском ЦОКБ при участии кафедры “Тракторы и автомобили” Башкирского
ГАУ был разработан мобильный стенд с одним измерительным каналом. По-
требляемая им мощность составляет не более 2,2 кВт (у прототипа — 15 кВт).
В силу особенностей конструкции в линии высокого давления между ТНВД
и форсункой установлено распределительное устройство, которое автома-
тически переключает секции ТНВД. При сертификации стенда для оценки
влияния конструктивных мероприятий на закон топливоподачи испытуемого
ТНВД потребовалось проведение исследований. На первом их этапе про-
водились теоретические исследования динамики привода ТНВД. Необходи-
мость таких исследований связана с малыми крутильными массами стенда
и его маломощным приводом. Поэтому появилась проблема обеспечения за-
данной тест-планом угловой скорости вращения кулачкового вала ТНВД для
любого скоростного и нагрузочного режимов испытания. Показана целесо-
образность решения сопряженной задачи колебаний вала электродвигателя и
привода ТНВД. Эта задача решена с использованием программы “Впрыск”.
Определена максимальная неравномерность вращения кулачкового вала при
варьировании моментом инерции маховика и жесткостью привода стенда,
что позволило определить необходимые параметры привода ТНВД. В це-
лях обеспечения нормативных характеристик топливоподачи для испытания
ТНВД дизеля 4 BT 3.9l ND на разработанном стенде были определены пара-
метры маховика: момент инерции
J
м
= 2
,
1
кг
∙
м
2
и его масса
m
= 28
кг, при
этом неравномерность вращения привода ТНВД составила
δ
= 4
%.
С.Н. Девянин, А.А. Савастенко, И.А. Никишин (МГАУ им. В.П. Горячкина,
РУДН) исследовали неравномерность крутящего момента в ДВС и тяговые
качества машины. Наиболее ощутима неравномерность крутящего момента
у современных мотоциклов, имеющих мощные двигатели и малую инерци-
онность движущихся масс. Даже на установившемся режиме работы этих
двигателей мгновенное значение частоты вращения коленчатого вала может
изменяться на 10% и более от среднего значения. Такие колебания частоты
вращения отрицательно сказываются на равномерности движения машины,
повышении динамических нагрузок в трансмиссии, снижении комфорта и
др. Традиционные методы снижения неравномерности крутящего момен-
та двигателя – увеличение числа цилиндров и обеспечение равномерного
чередования вспышек в цилиндрах. Обеспечение требуемой неравномер-
ности вращения частоты вращения достигается и путем выбора момента
инерции маховика, доля которого в инерционности подвижных масс превы-
шает 80%. Однако увеличение инерционности подвижных масс ухудшает
динамические качества двигателя и машины, а для транспортного сред-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 4 123