передач трансмиссии, включающая в себя исполнительные механизмы и
датчики режимных параметров. Предложенный способ управления объеди-
няет в себе две электронные системы управления транспортным средством
и позволяет синхронизировать работу коробки передач и дизеля при помо-
щи электронной системы “Газ–регулятор”. Созданы алгоритмы управления
силовым агрегатом для различных режимов движения.
В работе Ю.Е. Хрящева, А.А. Третьякова, С.В. Овчинникова, М.В. Тихо-
мирова, С.Н. Тихомирова, А.П. Кузнецова (ЯГТУ) рассмотрен комплекс аппа-
ратуры для сопровождения настройки ТНВД типа “Компакт-40” с электрон-
ной системой управления ЭСУ-1А двигателей типа ЯМЗ. Разработанный
комплекс аппаратуры предназначен для настройки ТНВД, дизелей и авто-
мобилей, а также самодиагностики систем ЭСУ-1А, ЭСУ-1М, ЭСУ-1АА в
производстве и сервисном обслуживании автомобилей типа МАЗ, АЗ “Урал”,
КрАЗ, ЛиАЗ. Комплекс включает в себя блок настройки ТНВД (БНН); блок
настройки двигателя (БНД); диагностический комплекс; сервисный блок на-
стройки; пульт управления; блок обкатки ТНВД (БНО). Комплекс аппаратуры
унифицирован как в аппаратной части, так и в программном обеспечении;
БНД, БНН и БНО встроены в технологические процессы сборки, настройки
и испытаний серийных ТНВД и двигателей. Разработан критерий контроля
устойчивости режима холостого хода двигателя по косвенным признакам во
время обкатки ТНВД. Представлена оригинальная система контроля качества
сборки и настройки ТА по косвенным признакам отклонений от теоретиче-
ски обоснованного критерия подвижности рейки ТНВД и топливоподачи.
В.И. Ерохов, И.В. Одинокова (МГТУ “МАМИ”, МАДГТУ “МАДИ”)
представили работу “Система подачи сжиженного нефтяного газа (СНГ) в
цилиндры двигателя с принудительным воспламенением”, в которой рассмо-
трена принципиальная схема системы распределенного последовательного
(фазированного) впрыска жидкого газа с электромагнитными форсунками.
Основой разработанной системы топливоподачи является система управле-
ния шаговым двигателем, обеспечивающим подачу жидкого газового топли-
ва во впускной трубопровод. Теоретической основой высокого технического
уровня газовой аппаратуры нового поколения является адаптивно-цифровая
система управления. Разработана математическая модель системы впрыска
сжиженного газа. При оптимизации параметров системы использована обоб-
щенная целевая функция выброса вредных веществ, расхода топлива и КПД
двигателя. Использование предложенной системы подачи сжиженного газо-
вого топлива в ДВС позволяет повысить экономичность, улучшить пусковые
и расходные характеристики транспортного средства и улучшить его эколо-
гические параметры. Выбросы СО снижаются в 1,5–2 раза; ОГ не содержат
серы и частиц сажи, что особенно важно в городских условиях эксплуатации
автомобилей. Приведенная суммарная токсичность ОГ при работе на СНГ
снижается на 40% по сравнению с бензиновым двигателем. Содержание пар-
никовых газов (СО
2
, NO
х
) снижается на 20%. Срок окупаемости системы
впрыскивания СНГ и материальных затрат на переоборудование в зависи-
мости от условий эксплуатации и региональных особенностей составляет
8–12 мес. Обобщенный показатель эффективности СНГ составляет 1,5 руб.
на 1 км пробега газобаллонного автомобиля.
114 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 4