управление началом и окончанием подачи топлива в каждом цикле процес-
са топливоподачи. Преимуществами применения разработанной системы
топливоподачи является возможность более гибкого управления фазами топ-
ливоподачи, включая УОВТ. Проведенные экспериментальные исследования
подтвердили работоспособность предложенной системы и возможность фор-
мирования требуемых характеристик топливоподачи. Замена серийной ТС,
не обеспечивающей управление УОВТ, на разработанную позволила снизить
расход топлива с 3,5 до 17% при работе на позициях контроллера 0. . . 3 и
на 0,9% при работе на позициях контроллера 4 и 5. Указанное улучше-
ние топливной экономичности дизеля достигнуто за счет формирования
оптимизированных характеристик управления УОВТ.
В работе И.А. Барского, В.А. Маркова, П.Р. Вальехо Мальдонадо (РУДН,
МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТУ “МАМИ”) “Расширение диапазона устойчи-
вой работы центробежного компрессора для наддува автомобильного дизеля”
рассмотрена возможность сохранения постоянного давления наддувочного
воздуха в широком диапазоне изменения частоты вращения коленчатого ва-
ла двигателя, что позволяет повысить коэффициент его приспособляемости и
приемистость. Проанализированы характеристики экспериментального ком-
прессора с безлопаточным и лопаточным диффузорами. Последний имеет
поворотные лопатки, которые обеспечивают получение широкого диапазона
устойчивой работы по расходу. Компрессор с поворотными лопатками име-
ет практически постоянное значение степени повышения давления и КПД
почти во всем диапазоне рабочих режимов. Кроме того, устройство для по-
ворота лопаток с датчиком в виде двухдырчатого насадка позволяет устана-
вливать лопатки на угол, обеспечивающий максимальные КПД и давление
на всех режимах работы.
В.Г. Камалтдинов, В.А. Марков, С.С. Никифоров (ЮУрГУ, г. Челябинск,
МГТУ им. Н.Э. Баумана) в работе “Влияние температуры и состава свежего
заряда на момент самовоспламенения, процесс сгорания и показатели рабо-
чего цикла HCCI двигателя” выполнили анализ результатов расчетных иссле-
дований рабочего цикла HCCI двигателя, работающего на смесевом топливе
— смеси природного газа с диметиловым эфиром (ДМЭ), и показали, что
параметры процесса сгорания и рабочего цикла в большой степени зависят
от температуры свежего заряда и цикловой подачи ДМЭ. Так, наилучшие
расчетные показатели HCCI двигателя размерностью 13/15 при степени сжа-
тия 16 единиц, постоянной частоте вращения коленчатого вала 2100 мин
−
1
,
массовой доле ДМЭ в смесевом топливе 0,27 и суммарном коэффициенте
избытка воздуха 2,0 достигаются в рабочих циклах с температурой начала
сжатия 350 K: индикаторный КПД
η
i
= 0
,
462
, среднее индикаторное да-
вление
p
i
= 0
,
615
и индикаторный расход топлива
g
i
= 176
,
3
г/(кВт
∙
ч). Для
компенсации отклонения от штатного значения температуры в начале сжатия
в диапазоне от
15
,
2
K до
+24
K с сохранением
p
i
на уровне 0,615МПа до-
статочно увеличить подачу ДМЭ с
1
,
62
∙
10
−
5
кг до
2
,
16
∙
10
−
5
кг, т.е. на 33%.
При этом индикаторный
η
i
снижается с 0,462 до 0,439, т.е. всего на 5%.
В.Г. Камалтдинов, Г.Д. Драгунов (ЮУрГУ, г. Челябинск) в работе “Мо-
дель горения топлива и движения фронта пламени под действием энер-
гонасыщенного плазменного факела” рассмотрели модель, описывающую
процессы выделения энергии электроразрядом в ограниченном объеме КС,
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 4 121