режимах 13-ступенчатого цикла уменьшился с 0,719 до 0,668 г/(кВт
∙
ч), т.е. на
7,1%; удельный массовый выброс монооксида углерода снизился с 2,654 до
2,525 г/(кВт
∙
ч), т.е. на 4,9%. При этом удельный массовый выброс оксидов
азота возрос с 6,862 до 7,464 г/(кВт
∙
ч), т.е. на 8,8%, а условный эффективный
КПД дизеля
η
е
усл
остался практически неизменным (
η
е
усл
≈
0
,
341
).
В.А. Марков, А.В. Стремяков, Е.Ф. Поздняков, С.Н. Девянин, В.С. Аки-
мов, В.А. Шумовский (МГТУ им. Н.Э. Баумана, ОАО “Форант.Сервис”,
г. Ногинск, МГАУ им. В.П. Горячкина) представили работу “Исследование
процесса топливоподачи дизеля, оснащенного распылителями с различной
геометрией проточной части”. Для совершенствования процесса смесеобра-
зования предлагается турбулизировать поток топлива в проточной части
распылителя форсунки за счет выполнения дополнительных гидравличе-
ских сопротивлений на носке иглы распылителя форсунки. Наилучшие
результаты дало применение распылителей, в которых часть хвостовика
иглы серийного распылителя, расположенная ниже посадочного диаметра
d
п
= 2
,
8
мм, была подрезана под углом конуса 90
◦
. Кроме того, конусная
часть хвостовика иглы с углом конуса 45
◦
сточена на 0,1 мм (по диаметру)
выше диаметра
d
= 3
,
2
мм с таким же углом конуса (45
◦
). В качестве базово-
го варианта топливной аппаратуры (ТА) использована серийная аппаратура
дизеля типа Д-245.12С, включающая в себя форсунку ФДМ-22 с распы-
лителем типа 145.1112110-11 производства Ногинского завода топливной
аппаратуры. Для оценки эффективности использования опытных распыли-
телей проведены испытания дизеля типа Д-245.12С на моторном стенде
АМО “ЗиЛ” на режимах внешней скоростной характеристики и режимах
13-ступенчатого цикла с установочным УОВТ
θ
= 13
◦
п.к.в. до ВМТ и не-
изменным положением упора дозирующей рейки. Дизель работал на смеси
93% ДТ и 7% метилового эфира рапсового масла (МЭРМ). Рассчитанные с
использованием полученных экспериментальных данных условные (средние
на режимах 13-ступенчатого цикла) показатели топливной экономичности и
удельные массовые выбросы токсичных компонентов ОГ на режимах этого
цикла подтвердили эффективность использования опытных распылителей в
дизеле, работающем на смеси 93% ДТ и 7% МЭРМ. Так, при замене се-
рийных распылителей на опытные удельный массовый выброс монооксида
углерода снизился с 3,027 до 2,522 г/(кВт
∙
ч), т.е. на 16,7%, а удельный мас-
совый выброс углеводородов уменьшился с 1,409 до 1,083 г/(кВт
∙
ч), т.е. на
23,1%. И лишь выброс оксидов азота возрос с 6,470 до 7,121 г/(кВт
∙
ч), т.е.
на 10,1%. При этом показатели топливной экономичности дизеля остались
практически неизменными.
В работе Ю.Е. Хрящева, Д.А. Воробьева (ЯГТУ) “Управление газопорш-
невым двигателем” представлены результаты исследований управления ча-
стотой вращения коленчатого вала газопоршневого двигателя. При иссле-
дованиях использована математическая модель, отражающая динамические
свойства двигателя в пространстве состояний. Проведен параметрический
анализ в целях оптимизации качества переходных процессов.
Ю.Е. Хрящев, К.В. Дойников (ЯГТУ) подготовили доклад “Управление
скоростью дизельного автомобиля с целью оптимизации крутящего мо-
мента трансмиссии”. Исследован дизель ЯМЗ 6581.10 с коробкой передач
ТМЗ-14.180. Разработана электронная система управления переключением
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 4 113