гидравлического тракта, влиянием уменьшения массы и хода иглы и некото-
рого повышения давления впрыскивания в модифицированном распылителе
на процессы смесеобразования и сгорания топлива.
В.А. Марков, Е.А. Сиротин, С.А. Хрипунов, В.И. Шатров, В.Г. Камал-
тдинов (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Холдинг “РусПромАвто”, ЮУрГУ, г. Челя-
бинск) в работе “Управление рециркуляцией ОГ в транспортных дизе-
лях” предложили методику оптимизации количества рециркулируемых ОГ,
основанную на анализе зависимости интенсивности изменения наиболее
“критичного” показателя — выброса монооксида углерода
е
СО
(производ-
ной
∂
е
СО
/∂ρ
р
) — от увеличения степени рециркуляции
ρ
р
на каждом из
исследуемых режимов. В процессе оптимизации степень рециркуляции уве-
личивается с шагом
Δ
ρ
р
на каждом исследуемом режиме. При достижении
Δ
e
СО
Σ
= 0
фиксировалось значение
ρ
р
на этом режиме. Аналогичным обра-
зом проведена оптимизация и в оставшихся узловых точках. В качестве
“критичного” параметра, рост которого нежелателен в процессе оптимиза-
ции, может быть выбран и расход топлива дизеля. При оптимизации ис-
пользованы экспериментальные данные по дизелю типа Д-240. Полученная
базовая характеристика управления
ρ
р
, оптимизированная по показателям
токсичности ОГ, предусматривает увеличение
ρ
р
от 0 (на режиме макси-
мальной мощности при
n
= 2200
мин
−
1
) до 60% (на режиме холостого хода
при
n
= 1600
мин
−
1
). Следует также отметить, что в связи с невысоким
уровнем форсирования дизеля Д-240 имеется возможность рециркуляции
небольшого количества ОГ на режимах с полной нагрузкой: на режиме мак-
симального крутящего момента при
n
= 1600
мин
−
1
оптимальной является
степень рециркуляции
ρ
р
= 10
%, а на режиме с полной подачей топлива
при
n
= 1000
мин
−
1
—
ρ
р
= 5
%. Реализация полученной базовой характе-
ристики в дизеле Д-240, работающем на режимах 13-ступенчатого цикла,
обеспечивает уменьшение выброса оксидов азота с 17,8 (в двигателе без
рециркуляции ОГ) до 12,0 г/(кВт
∙
ч), т.е. на 32,6%. Эмиссия несгоревших
углеводородов
е
CH
x
уменьшается при этом от 3,44 до 2,20 г/(кВт
∙
ч), т.е. на
32,6%. Значение выброса монооксида углерода
е
CO
оставалось неизменным
и равным 5,15 г/(кВт
∙
ч). Условный (средний на режимах 13-ступенчатого
цикла) удельный эффективный расход топлива увеличился при этом на
5%. Сравнительно высокие значения эмиссии токсичных компонентов ОГ
исследуемого дизеля обусловлены отсутствием в нем системы газотурбин-
ного наддува, его регулировками, обеспечивающими минимальные значения
удельного эффективного расхода топлива
g
е
, а также отсутствием устройств
и систем снижения токсичности ОГ, которыми оснащаются современные
двигатели. Для удовлетворения жестких требований к эмиссии названных
токсичных компонентов управление рециркуляцией ОГ необходимо сочетать
с другими методами снижения токсичности ОГ.
В работе В.В. Фурмана, В.А. Маркова, К.С. Мизева (ППП “Дизельав-
томатика”, г. Саратов, МГТУ им. Н.Э. Баумана) “Система топливоподачи с
электронным управлением тепловозного дизеля” приведены результаты экс-
периментальных исследования топливоподающей системы, разработанной
для тепловозного дизеля типа Д-50. Система включает в себя электронно-
управляемый клапан, установленный в линии высокого давления (в над-
плунжерной полости ТНВД). С помощью этого клапана осуществляется
120 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 4