альтернативным топливом” показали, что регулирование дизеля изменением
числа работающих цилиндров позволяет превратить его в “однорежимный”
по нагрузке работающих цилиндров. Благодаря этому возможно повыше-
ние доли альтернативного топлива в смесевом, например, спирто-дизельном
топливе. Это не только увеличивает экономию ДТ, но снижает выбросы са-
жи, повышает удельную топливную экономичность, улучшает динамические
качества двигателя. Так, поддержание режима с частотой вращения коленча-
того вала
n
= 1000
мин
−
1
и нагрузкой (крутящим моментом)
M
e
= 76
,
5
Н
∙
м
при работе дизеля 4 Ч11/12,5 на смесевом топливе достигается чередовани-
ем работы на двух или одном цилиндрах (разгонами — выбегами). При этом
расход ДТ составляет 3,06 кг/ч, а спирта — 0,76 кг/ч. При поддержании этого
же режима полноразмерным дизелем на ДТ расход ДТ составляет 3,59 кг/ч.
Выброс сажи при работе дизеля на смесевом топливе на этом режиме сни-
жается в 1,5 раза.
В работе М.Г. Крупского, Э.В. Широких, В.Е. Кузина, С.П. Новичкова,
И.С. Зайцева (КИ (ф) МГОУ, г. Коломна) рассмотрены новые способы упра-
вления топливоподачей среднеоборотных дизелей на основе быстродейству-
ющего пьезоэлектрического привода (ПЭП) — одного из перспективных на-
правлений совершенствования микроэлектронных ТС. В одной из предлага-
емых ТС использованы два перепускных клапана для управления характери-
стиками впрыскивания топлива в КС дизеля, из которых один — полнорас-
ходный перепускной клапан с электромагнитным приводом — работает в ре-
лейном режиме и управляет фазами топливоподачи в соответствии с режим-
ными параметрами двигателя, а другой — дополнительный малорасходный
перепускной клапан с ПЭП, установленный в нагнетательной магистрали
последовательно с полнорасходным перепускным клапаном и работающий
в режиме регулируемого дросселя, служит для управления амплитудой да-
вления и законами переднего и заднего фронтов характеристики впрыски-
вания топлива. Требуемое значение проходного эффективного сечения до-
полнительного перепускного клапана, определяемое значение остаточного
между его затвором и седлом зазора обеспечивают дифференциальной ха-
рактеристикой управляющего электрического сигнала, подаваемого на ПЭП
его затвора, в зависимости от режимных параметров двигателя. Во второй
из предлагаемых ТС управление дифференциальной характеристикой топли-
воподачи, в том числе и амплитудой давления впрыскивания топлива в КС
дизеля, осуществляется с помощью ПЭП, воздействующего на гидравличе-
ски разгруженный затвор форсунки, работающий в режиме регулируемого
дросселя. Это позволяет существенно улучшить переходные процессы в ди-
зелях с аккумуляторными ТС.
М.Г. Крупский, В.Е. Кузин, С.А. Ахтырский (КИ (ф) МГОУ, г. Коломна)
в работе “Результаты исследования возможности создания бесплунжерных
ТНВД с используемой регулируемой объемной деформацией пьезокерами-
ческих материалов” привели принципиально новую конструкцию бесплун-
жерного ТНВД (патенты РФ № 2263224, № 2298683). В нем цикловая по-
дача топлива достигается объемным расширением пьезоактюатора (ПА) при
подаче на него управляющего электрического сигнала. Создана специальная
установка, на которой образцы из различных пьезокерамических материалов
нагружались давлением топлива (масла) с одновременной регистрацией сни-
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 4 117