и безопасности управления автомобилем, возможность реализации функций
автоматического управления скоростью автомобиля и совместной работой
двигателя и автоматической трансмиссиии.
П.В. Абрамов (ООО “НПП Элкар”, Москва) в работе “Концепция упра-
вления одноцилиндровым двигателем с принудительным воспламенением
по внутрицикловой вариации угловой скорости коленчатого вала” отметил
сложности прямого измерения нагрузки. Предложено в качестве параметра,
характеризующего нагрузку (эффективный крутящий момент), использовать
внутрицикловую вариацию угловой скорости коленчатого вала. Для гармони-
ческого анализа вариации угловой скорости коленчатого вала использовано
разложение в ряд Фурье. Получена зависимость эффективного крутящего
момента от амплитуды первой гармоники квадрата угловой скорости вра-
щения вала. Проведено сравнение переходных процессов наброса нагрузки
на двигатель, оснащенный пропорционально-интегральным регулятором ча-
стоты вращения, а также комбинированным регулятором с импульсом по
нагрузке — с прямым измерением нагрузки и определением нагрузки по
внутрицикловой вариации угловой скорости коленчатого вала.
В.А. Марков, С.Н. Девянин, А.В. Стремяков (МГТУ им. Н.Э. Баумана,
МГАУ им. В.П. Горячкина) в работе “Использование смесей дизельного
топлива и метилового эфира подсолнечного масла в качестве топлива для
дизелей” на основе проведенных экспериментальных исследований дизеля
Д-245.12С (4ЧН 11/12,5) подтвердили возможности использования смеси
нефтяного дизельного топлива (ДТ) и метилового эфира подсолнечного
масла (МЭПМ) в качестве моторного топлива. Дизель исследован на мотор-
ном стенде АМО “ЗиЛ” на режимах внешней скоростной характеристики
и режимах 13-ступенчатого испытательного цикла с установочным УОВТ,
равным 13
◦
п.к.в. до ВМТ, и неизменным положением упора максимальной
подачи топлива. Исследовались ДТ и его смесь с МЭПМ в пропорции 95:5.
Исследования дизеля Д-245.12С на чистом ДТ и на смеси 95% ДТ и 5%
МЭПМ на режимах внешней скоростной характеристики показали, что при
использовании смесевого биотоплива удельный эффективный расход топли-
ва оказался несколько выше, чем при работе на ДТ. Вместе с тем изменение
эффективного КПД дизеля на этих режимах не превышало 0,6–0,8%, что со-
поставимо с точностью измерения расхода топлива. При испытаниях дизеля
на смесевом биотопливе на режимах внешней скоростной характеристики
отмечено заметное уменьшение дымности ОГ. Работа дизеля на режимах
13-ступенчатого цикла на смесевом биотопливе сопровождалась некото-
рым увеличением концентрации в ОГ оксидов азота. При использовании
смесевого биотоплива отмечена тенденция к снижению содержания в ОГ
монооксида углерода.
Наибольшее положительное влияние состав топлива оказывает на кон-
центрацию в ОГ несгоревших углеводородов. Приведенные данные под-
тверждают возможность улучшения экологических показателей дизеля
Д-245.12С при его переводе с ДТ на смесь 95% ДТ и 5% МЭПМ. Так, при
подаче в камеру сгорания (КС) дизеля исследуемого смесевого биотоплива
на режимах максимальной мощности и максимального крутящего момента
дымность ОГ снизилась примерно на 40% по сравнению с использованием
нефтяного ДТ. Удельный массовый выброс несгоревших углеводородов на
112 ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2011. № 4